|
философско-исторических систем".
Книга Энгельса — "Herrn E.
Dührings Umwälzung der Wissenschaft" —
"только остроумные попытки, высказанные мимоходом", и г. Михайловский считает поэтому возможным совершенно обойти массу
существенных вопросов, которые затронуты в этом сочинении, несмотря на
то, что эти "остроумные попытки" очень остроумно показывают бессодержательность
социологии, "начинающих с утопий"; несмотря
на то, что в этом сочинении дана подробная критика той "теории насилия", по которой политико-юридические
порядки определяют экономические и
которую так усердно проводят гг. публицисты "Русского Богатства". В самом деле,
гораздо легче ведь бросить о сочинении несколько ничего не выражающих фраз, чем
серьезно разобрать хоть один вопрос, материалистически разрешенный в нем; это притом и безопасно, потому что цензура никогда,
вероятно, не пропустит перевода этой книги, и г. Михайловский, без
опасения за свою субъективную философию, может называть ее остроумной.
Еще характернее и поучительнее (к иллюстрации того, что язык дан
человеку, чтобы скрывать свои
мысли — или придавать пустоте форму мысли) отзыв о "Капитале" Маркса. "В
"Капитале" есть блестящие страницы исторического содержания, н о (это замечательное
"но" ! Это даже не "но", а то знаменитое "mais", которое
в переводе на русский язык значит: "уши выше лба не растут") они уже по самой
задаче книги приурочены к одному определенному историческому периоду и не то
что утверждают основные положения экономического материализма, а просто
касаются экономической стороны известной группы исторических явлений". Другими
словами: "Капитал" — только и посвященный изучению именно капиталистического
общества — дает материалистический анализ этого общества и его надстроек, "н
о" г. Михайловский предпочитает обойти этот
анализ: дело тут идет, видите ли, об "одном" только периоде, а он, г. Михайловский,
— "Переворот в науке, произведенный г-ном Е. Дюрингом". Ред.
Предыдущая страница ... 146
Следующая страница ... 148
|