ПСС Ленина
Том 01
Том 02
Том 03
Том 04
Том 05
Том 06
Том 07
Том 08
Том 09
Том 10
Том 11
Том 12
Том 13
Том 14
Том 15 Том 16
Том 17
Том 18
Том 19
Том 20
Том 21
Том 22
Том 23
Том 24
Том 25
Том 26
Том 27
Том 28 Том 29 Том 30 Том 31
Том 32
Том 33
Том 34
Том 35
Том 36
Том 37
Том 38
Том 39
Том 40
Том 41
Том 42
Том 43
Том 44
Том 45 Том 46
Том 47
Том 48
Том 49
Том 50
Том 51
Том 52
Том 53
Том 54
Том 55
|
В. И. ЛЕНИН
стр. 130
| материалистическое
понимание истории? В "Капитале" он дал нам образчик соединения логической силы
с эрудицией, с кропотливым исследованием как всей экономической литературы,
так и соответствующих фактов. Он вывел на белый свет давно забытых или никому
ныне неизвестных теоретиков экономической науки и не оставил без внимания
мельчайших подробностей в каких-нибудь отчетах фабричных инспекторов или показаниях экспертов в разных специальных
комиссиях; словом, перерыл подавляющую массу фактического материала частью для
обоснования, частью для иллюстрации своих экономических теорий. Если он
создал "совершенно новое" понимание исторического
процесса, объяснил все прошедшее человечества с новой точки зрения и подвел
итог всем доселе существовавшим философско-историческим теориям, то сделал
это, конечно, с таким же тщанием: действительно пересмотрел и подверг критическому
анализу все известные теории исторического процесса, поработал над массою
фактов всемирной истории. Сравнение с Дарвином, столь обычное в марксистской литературе,
еще более утверждает в этой мысли. Что такое вся работа Дарвина? Несколько
обобщающих, теснейшим образом между собой связанных идей, венчающих целый Монблан фактического материала. Где же
соответственная работа Маркса? Ее нет. И не только нет такой работы Маркса,
но ее нет и во всей марксистской литературе, несмотря на всю ее количественную
обширность и распространенность".
Вся эта тирада в высшей степени характерна
для уразумения того, как мало понимают "Капитал" и Маркса в публике.
Подавленные громадной доказательностью изложения, они расшаркиваются перед
Марксом, хвалят его и в то же время совершенно упускают из виду основное содержание доктрины
и, как ни в чем не бывало, продолжают старые
песенки "субъективной социологии". Нельзя не вспомнить по этому поводу очень
верного эпиграфа, выбранного Каутским в его книге об экономическом учении Маркса:
Предыдущая страница ... 127
Следующая страница ... 131
|
|