| идеализм, затушевывающий материальное происхождение идей. Бог есть
(исторически и житейски) прежде всего комплекс идей, порожденных тупой
придавленностью человека и
внешней природой и классовым гнетом, — идей, закрепляющих эту придавленность, усыпляющих классовую борьбу. Было
время в истории, когда, несмотря на такое происхождение и такое действительное
значение идеи бога, борьба демократии и пролетариата шла в форме борьбы одной
религиозной идеи против другой.
Но и
это время давно прошло.
Теперь и в Европе и в России всякая, даже
самая утонченная, самая благонамеренная защита или оправдание идеи бога есть оправдание реакции.
Все Ваше определение насквозь реакционно и буржуазно. Бог =
комплекс идей, которые "будят и организуют социальные чувства, имея целью
связать личность с обществом, обуздать
зоологический индивидуализм".
Почему это реакционно? Потому, что подкрашивает
поповско-крепостническую идею "обуздания" зоологии. В действительности
"зоологический индивидуализм" обуздала не идея бога, обуздало его и первобытное стадо
и первобытная коммуна. Идея бога
всегда усыпляла и притупляла "социальные чувства", подменяя живое
мертвечиной, будучи всегда идеей рабства (худшего, безысходного
рабства). Никогда идея бога не "связывала личность с обществом", а всегда связывала
угнетенные классы верой в божественность
угнетателей.
Буржуазно Ваше определение (и не научно, неисторично),
ибо оно оперирует огульными,
общими, "робинзоновскими" понятиями вообще — а не определенными классами определенной
исторической эпохи.
Одно
дело — идея бога у дикаря зырянина и т. п. (полудикаря тоже), другое — у Струве
и К . В обоих случаях эту идею поддерживает классовое господство (и эта идея
поддерживает его). "Народное" понятие о боженьке и божецком есть "народная" тупость,
забитость, темнота, совершенно такая же, как "народное представление" о царе, о
лешем, о таскании жен за
Предыдущая страница ... 3
Следующая страница ... 3
|