| реалистического
мировоззрения" в Женеве, причем согласились сотрудничать, я — по аграрному вопросу, Плеханов по философии
против Маха146. Выступление свое против Маха Плеханов
ставил условием сотрудничества, — каковое условие делегат редакции
"Очерков" вполне принимал. Плеханов смотрел тогда на Богданова как на союзника
в борьбе с ревизионизмом, но союзника,
ошибающегося постольку, поскольку он идет за Оствальдом и далее за Махом.
Летом
и осенью 1904 г. мы окончательно сошлись с Богдановым, как беки, и заключили тот молчаливый и молчаливо устраняющий
философию, как нейтральную область, блок, который просуществовал все
время революции и дал нам возможность совместно провести в революцию ту
тактику революционной социал-демократии (= большевизма),
которая, по моему глубочайшему убеждению, была единственно правильной.
Философией заниматься в горячке революции
приходилось мало. В тюрьме в начале 1906 г. Богданов написал еще одну вещь, — кажется, III выпуск "Эмпириомонизма". Летом 1906 г. он
мне презентовал ее и я засел внимательно за нее. Прочитав, озлился и взбесился
необычайно: для меня еще яснее стало, что он идет архиневерным путем, не
марксистским. Я написал ему тогда "объяснение в любви", письмецо по философии в
размере трех тетрадок. Выяснял я там ему,
что я, конечно, рядовой марксист в философии, но что именно его ясные,
популярные, превосходно написанные работы убеждают меня окончательно в его
неправоте по существу и в правоте Плеханова. Сии тетрадочки показал я некоторым друзьям (Луначарскому в том
числе) и подумывал было напечатать под заглавием: "Заметки рядового марксиста
о философии", но не собрался. Теперь жалею о том, что тогда тотчас не
напечатал. Написал на днях в Питер с просьбой
147
разыскать и прислать мне эти
тетрадки
Теперь
вышли "Очерки философии марксизма". Я прочел все статьи, кроме суворовской (ее
читаю), и с каждой статьей прямо бесновался от негодования. Нет, это не
марксизм! И лезут наши эмпириокритики, эмпирио-
Предыдущая страница ... 138
Следующая страница ... 8
|