| необходимости разрыва с оппортунистами и свой пространный ответ на это
письмо. Ответ
Нобса сводится к тому, что на вопрос о принятии 21-го условия и о вступлении в Коммунистический Интернационал дается
решительно отрицательный ответ — во имя "свободы",
конечно, свободы критики, свободы от чрезмерной требовательности или от
диктаторства Москвы (я не сохранил статьи Нобса и вынужден цитировать на намять, ручаясь за смысл, а не за то или иное
выражение).
Товарищ
Нобс, между прочим, завербовывает себе в союзники товарища Серрати, который,
как известно, тоже недоволен "Москвой", т. е. в особенности русскими членами
Исполкома Коминтерна, и тоже жалуется на нарушение Москвой "свободы" составных
частей, отдельных партий и отдельных членов Коминтерна. Нелишне будет поэтому сказать несколько слон о "свободе".
Пережив три года диктатуры пролетариата, мы вправе сказать, что
самым ходким и популярным возражением
против нее является во всем свете ссылка на нарушение свободы и
равенства. Вся буржуазная пресса всех стран, вплоть до прессы мелкобуржуазных
демократов, т. е. социал-демократов и социалистов, в том числе Каутского,
Гиль-фердинга, Мартова, Чернова, Лонге и т. д. и т. п., громит большевиков
именно за нарушение свободы и равенства. С точки зрения теоретической, это
совершенно понятно. Пусть припомнит читатель знаменитые, полные сарказма слова
Маркса в "Капитале":
"Сфера обращения или обмена товаров, в
рамках которой осуществляется купля и продажа рабочей силы, есть настоящий эдем прирожденных прав
человека. Здесь господствуют только свобода, равенство, собственность и
Бентам" ("Капитал", том I, отдел
второй, конец главы четвертой, русск. изд. 1920 г., стр. 152)
Эти
полные сарказма слова полны глубочайшего историко-философского содержания. Их
надо сопоставить с популярными разъяснениями того же вопроса Энгельсом в его
"Анти-Дюринге", в особенности со
Предыдущая страница ... 423
Следующая страница ... 425
|