|
вихря",
вся последняя четверть 1905 года. Таким образом, наш идеолог мелкой буржуазии
извратил действительность самым беззастенчивым, самым вопиющим образом. Он не указал ни единого факта, свидетельствующего о
расхождении марксистской теории и практического опыта "революционного
вихря"; он попытался затушевать основную черту
этого вихря, давшую блистательнейшее подтверждение "всех социал-демократических
принципов и идей", "всех устоев социал-демократического миросозерцания".
Какова, однако, действительная причина, побудившая г-на
Бланка прийти к этому чудовищно-неверному мнению, будто в период "вихря"
исчезли все марксистские принципы и идеи? Рассмотрение этого обстоятельства очень
интересно: оно разоблачает перед нами еще и еще раз истинную природу мещанства
в политике.
В чем
состояло главное отличие периода "революционного вихря" от теперешнего, "кадетского", периода с точки зрения различных
приемов политической деятельности, с
точки зрения разных методов исторического творчества народа? Прежде всего и главным
образом в том, что в период "вихря" применялись некоторые особые методы этого
творчества, чуждые иным периодам политической жизни. Вот наиболее существенные
из этих методов: 1) "захват" народом политической свободы, — осуществление ее, без всяких прав и законов и без всяких
ограничений (свобода собраний хотя бы в университетах, свобода печати,
союзов, съездов и т. д.); 2) создание новых органов революционной власти, —
Советы рабочих, солдатских, железнодорожных, крестьянских депутатов, новые сельские и городские власти и пр. и т. п. Эти
органы создавались исключительно революционными
слоями населения, они создавались вне всяких законов и норм всецело революционным путем, как продукт
самобытного народного творчества,
как проявление самодеятельности народа, избавившегося или избавляющегося от старых полицейских пут. Это были, наконец,
именно органы власти, несмотря на всю их зачаточность,
стихийность, неоформленность, расплывчатость
Предыдущая страница ... 378
Следующая страница ... 380
|