|
на этих днях "начнется", и власть очутится в их руках, то послезавтра
"коммунизм будет введен". Следовательно, если этого нельзя сделать сейчас же,
то и они не коммунисты.
Что
за детская наивность — выставлять собственное нетерпение в качестве теоретического
аргумента!" (Фр. Энгельс. "Программа коммунаров-бланкистов"33,
из немецкой с.-д. газеты "Volksstaat"34,
1874, № 73, в сборнике: "Статьи 1871—1875 гг.", русск. пер., Петроград, 1919,
стр. 52—53).
Энгельс в
той же статье выражает свое глубокое уважение к Вальяну и говорит о "неоспоримой заслуге" Вальяна (который был,
подобно Геду, крупнейшим вождем международного социализма, до их измены
социализму в августе 1914 года). Но явную ошибку
Энгельс не оставляет без подробного разбора. Конечно, революционерам очень
молодым и неопытным, а равно мелкобуржуазным революционерам даже очень почтенного
возраста и очень опытным, кажется чрезвычайно "опасным", непонятным, неправильным
"разрешать компромиссы". И многие софисты рассуждают (будучи сверх или чересчур "опытными" политиканами) именно так,
как упомянутые т-щем Ленсбери английские
вожди оппортунизма: "если большевикам разрешается такой-то компромисс, то почему же нам не разрешить любые
компромиссы?". Но пролетарии, воспитанные на многократных стачках
(чтобы взять одно только это проявление классовой борьбы), обыкновенно
прекрасно усваивают глубочайшую (философскую, историческую, политическую, психологическую) истину, изложенную Энгельсом.
Каждый пролетарий переживал стачку, переживал "компромиссы" с ненавистными
угнетателями и эксплуататорами, когда рабочим приходилось браться за работу
либо ничего не достигнув, либо
соглашаясь на частичное удовлетворение их требований. Каждый пролетарий,
благодаря той обстановке массовой борьбы и резкого обострения классовых противоположностей, в которой он живет, наблюдает
разницу между компромиссом, вынужденным объективными условиями (у
стачечников бедна касса, нет поддержки со стороны,
они
Предыдущая страница ... 50
Следующая страница ... 52
|