| любие: с одной стороны, это неизбежно, ибо среда, поставляющая лакеев,
должна быть сильно
нуждающейся; с другой стороны, это даже выгодно для барина, ибо дает возможность
ему "упражнять" свою благотворительность — в первую голову, разумеется, по отношению к "послушным" представителям тех
слоев, из которых берутся прислуга, приказчики, рабочие. Чем умнее и
образованнее те классы, которые держат лакеев, тем систематичнее и обдуманнее проводят они свою политику, используя
лакеев для того, чтобы пошпионить среди трудящихся, чтобы разъединить их
уступками известной их части, чтобы укрепить свое положение,
заинтересовать "услужающего" в увеличении богатства барина, в надежде получить
подачку и прочее и тому подобное.
Народолюбие
разрешается лакею, конечно, лишь в очень скромной мере и под обязательным условием выражения чувств покорности и
послушания наряду с готовностью
"утешать" трудящихся и эксплуатируемых. В скобках сказать, Фейербах очень метко
ответил тем, кто защищает религию, как источник "утешения" для людей, что
утешать раба есть занятие выгодное для рабовладельца, а настоящий сторонник
рабов учит их возмущению, восстанию,
свержению ига, а вовсе не "утешает" их. Лакей прикрашивает,
прихорашивает фальшивые цветы, служащие для "утешения" наемных рабов в том,
что они скованы цепями наемного рабства. Сторонник освобождения людей от
наемного рабства срывает с цепей фальшивые, украшающие их цветы, чтобы рабы
научились сознательнее и сильнее ненавидеть свои цепи, скорее сбросили их и
протянули руку за живыми цветами.
Свойственная лакейскому положению необходимость соединять очень
умеренную дозу народолюбия с очень высокой
дозой послушания и отстаивания интересов барина неизбежно порождает характерное для лакея, как социального типа,
лицемерие. Дело тут именно в социальном типе, а не в свойствах отдельных
лиц. Лакей может быть честнейшим
человеком, образцовым членом своей семьи, превосходным гражданином, но он
Предыдущая страница ... 138
Следующая страница ... 141
|