ПСС Ленина
Том 01
Том 02
Том 03
Том 04
Том 05
Том 06
Том 07
Том 08
Том 09
Том 10
Том 11
Том 12
Том 13
Том 14
Том 15 Том 16
Том 17
Том 18
Том 19
Том 20
Том 21
Том 22
Том 23
Том 24
Том 25
Том 26
Том 27
Том 28 Том 29 Том 30 Том 31
Том 32
Том 33
Том 34
Том 35
Том 36
Том 37
Том 38
Том 39
Том 40
Том 41
Том 42
Том 43
Том 44
Том 45 Том 46
Том 47
Том 48
Том 49
Том 50
Том 51
Том 52
Том 53
Том 54
Том 55
|
О ГОСУДАРСТВЕ стр. 75
|
не считались людьми; не только не считались гражданами, но и людьми.
Римский закон рассматривал их
как вещь. Закон об убийстве, не говоря уже о других законах охраны человеческой личности, не относился к рабам. Он
защищал только рабовладельцев, как единственно признававшихся
полноправными гражданами. Но учреждалась ли монархия — это была монархия
рабовладельческая, или республика — это была республика рабовладельческая. В них всеми правами пользовались рабовладельцы, а
рабы были вещью по закону, и над ними возможно было не только какое угодно
насилие, но и убийство раба не считалось преступлением. Рабовладельческие
республики различались по своей внутренней организации: были республики
аристократические и демократические. В аристократической республике небольшое
число привилегированных принимало участие в выборах, в демократической —
участвовали все, но опять-таки все рабовладельцы, все, кроме рабов. Это
основное обстоятельство надо иметь в виду, потому
что оно больше всего проливает свет на вопрос о государстве и ясно показывает
сущность государства.
Государство
есть машина для угнетения одного класса другим, машина, чтобы держать в повиновении одному классу прочие
подчиненные классы. Форма этой машины бывает различна. В рабовладельческом
государстве мы имеем монархию, аристократическую республику или даже демократическую республику. В
действительности формы правления
бывали чрезвычайно разнообразны, но суть дела оставалась одна и та же: рабы не
имели никаких прав и оставались угнетенным классом, они не признавались за
людей. То же самое мы видим и в крепостном государстве.
Перемена формы эксплуатации превращала рабовладельческое
государство в крепостническое.
Это имело громадное значение. В рабовладельческом обществе — полное бесправие
раба, он не признавался за человека; в крепостническом — привязанность
крестьянина к земле. Основной признак крепостного права тот, что крестьянство
(а тогда крестьяне представляли
Предыдущая страница ... 74
Следующая страница ... 76
|
|