| обнимает
десятки и сотни столетий и представляет такую массу политических форм, разнообразных политических учений, мнений,
революций, что разобраться во всей этой чрезвычайной пестроте и
громадном разнообразии, — особенно связанном с учениями политическими,
философскими и прочими буржуазных ученых и политиков, — можно в том только случае, если твердо держаться, как
руководящей основной нити, этого деления общества на классы, изменения
форм классового господства и с этой точки зрения разбираться во всех
общественных вопросах — экономических, политических, духовных, религиозных и т. д.
Если вы с точки зрения этого основного деления посмотрите на
государство, то увидите, что до деления общества на классы, как я уже сказал,
не существовало и государства. Но по мере того, как возникает и упрочивается
общественное разделение на классы, по мере того, как возникает общество
классовое, по мере этого возникает и упрочивается государство. Мы имеем в истории человечества десятки и
сотни стран, переживших и переживающих
сейчас рабство, крепостничество и капитализм. В каждой из них, несмотря на громадные исторические перемены,
которые происходили, несмотря на все политические перипетии и все
революции, которые были связаны с этим развитием
человечества, с переходом от рабства через крепостничество к капитализму и к теперешней
всемирной борьбе против капитализма, — вы всегда видите возникновение государства. Оно всегда было известным аппаратом,
который выделялся из общества и состоял
из группы людей, занимавшихся только тем или почти только тем, или главным образом тем, чтобы управлять. Люди делятся на
управляемых и на специалистов по
управлению, на тех, которые поднимаются над обществом и которых называют правителями,
представителями государства. Этот аппарат, эта группа людей, которые управляют
другими, всегда забирает в свои руки известный аппарат принуждения, физической
силы, — все равно, выражается ли это насилие над людьми в первобытной дубине,
или в эпоху рабства
Предыдущая страница ... 71
Следующая страница ... 73
|