|
отделяют
несколько тысячелетий, — в то время не видно еще признаков существования
государства. Мы видим господство обычаев, авторитет, уважение, власть, которой
пользовались старейшины рода, видим, что эта власть признавалась иногда за
женщинами, — положение женщины тогда не было похоже на теперешнее бесправное,
угнетенное положение, — но нигде не видим особого разряда людей,
которые выделяются, чтобы управлять другими
и чтобы в интересах, в целях управления систематически, постоянно
владеть известным аппаратом принуждения, аппаратом насилия, каковым являются в настоящее время, как вы все понимаете,
вооруженные отряды войск, тюрьмы и прочие средства подчинения чужой воли
насилию, — то, что составляет сущность государства.
Если от тех так называемых религиозных
учений, ухищрений, философских построений, тех разнообразных мнений, которые строят буржуазные
ученые, отвлечься и поискать настоящей сути дела, то увидим, что государство
сводится именно к такому выделенному из
человеческого общества аппарату управления. Когда появляется такая особая
группа людей, которая только тем и занята, чтобы управлять, и которая для
управления нуждается в особом аппарате принуждения, подчинения чужой воли насилию
— в тюрьмах, в особых отрядах людей, войске и пр., — тогда появляется государство.
Но было
время, когда государства не было, когда держалась общая связь, самое общество,
дисциплина, распорядок труда силой привычки, традиций, авторитетом или
уважением, которым пользовались старейшины рода или женщины, в то время часто занимавшие не только равноправное положение с
мужчинами, но даже нередко и более высокое, и когда особого разряда
людей — специалистов, чтобы управлять, не было. История показывает, что
государство, как особый аппарат принуждения людей, возникало только там и
тогда, где и когда появлялось разделение общества на классы — значит, разделение на такие группы людей, из которых
одни постоянно могут присваивать труд других, где один эксплуатирует
другого.
Предыдущая страница ... 68
Следующая страница ... 70
|