| Женщина продолжает оставаться домашней
рабыней, несмотря на все освободительные законы, ибо ее давит, душит, отупляет, принижает мелкое
домашнее хозяйство, приковывая ее к
кухне и к детской, расхищая ее труд работою до дикости непроизводительною,
мелочною, изнервливающею, отупляющею, забивающею. Настоящее освобождение
женщины, настоящий коммунизм начнется только там и тогда, где и когда начнется массовая борьба (руководимая владеющим
государственной властью пролетариатом) против этого мелкого домашнего
хозяйства, или, вернее, массовая перестройка
его в крупное социалистическое
хозяйство.
Достаточно ли внимания уделяем мы на практике этому вопросу,
который теоретически бесспорен для каждого коммуниста? Конечно, нет.
Достаточно ли заботливо относимся мы к росткам коммунизма, уже теперь
имеющимся в этой области? Еще раз, нет и нет. Общественные столовые, ясли,
детские сады — вот образчики этих ростков, вот
те простые, будничные, ничего пышного, велеречивого, торжественного не предполагающие
средства, которые на деле способны освободить женщину, на деле
способны уменьшить и уничтожить ее неравенство с мужчиной, по ее роли в
общественном производстве и в общественной жизни. Эти средства не новы, они
созданы (как и все вообще материальные предпосылки социализма) крупным
капитализмом, но они оставались при нем, во-первых, редкостью, во-вторых, —
что особенно важно — либо торгашескими предприятиями, со всеми худшими сторонами
спекуляции, наживы, обмана, подделки, либо "акробатством буржуазной
благотворительности", которую лучшие рабочие по справедливости ненавидели и
презирали.
Нет сомнения, что у нас стало гораздо больше
этих учреждений и что они начинают менять свой характер. Нет сомнения, что среди работниц и
крестьянок имеется во много раз больше, чем
нам известно, организаторских талантов, людей, обладающих уменьем
наладить практическое дело, с участием большого числа работ-
Предыдущая страница ... 23
Следующая страница ... 25
|