| областях жизни, и потому, что громадная сила привычки к
мелкобуржуазному и буржуазному
хозяйничанью может быть преодолена лишь в долгой, упорной борьбе. Поэтому Маркс и говорит о целом периоде диктатуры
пролетариата, как периоде перехода от
капитализма к социализму87.
В течение всего этого переходного времени сопротивление
перевороту будут оказывать и капиталисты, а равно их многочисленные
приспешники из буржуазной интеллигенции, сопротивляющиеся сознательно, и громадная масса слишком
забитых мелкобуржуазными привычками и традициями трудящихся, крестьян в том
числе, сопротивляющихся сплошь да рядом бессознательно. Колебания в этих слоях
неизбежны. Крестьянин как труженик тянет к
социализму, предпочитает диктатуру рабочих диктатуре буржуазии. Крестьянин как продавец хлеба тянет к
буржуазии, к свободной торговле, т. е. назад к "привычному", старому,
"исконному" капитализму.
Нужна
диктатура пролетариата, власть одного класса, сила его организованности и
дисциплинированности, его централизованная мощь, опирающаяся на все завоевания
культуры, науки, техники капитализма, его пролетарская близость к психологии
всякого трудящегося, его авторитет перед распыленным, менее развитым, менее
твердым в политике трудящимся человеком из деревни или из мелкого производства,
чтобы пролетариат мог вести за собой крестьянство и все мелкобуржуазные
слои вообще. Тут фразерством о "демократии"
вообще, о "единстве" или о "единстве трудовой демократии", о
"равенстве" всех "людей труда" и так далее и тому подобное, — этим фразерством,
на которое так склонны омещанившиеся социал-шовинисты и каутскианцы, — фразерством делу не поможешь. Фразерство только
засоряет глаза, ослепляет сознание, укрепляет старую тупость, косность,
рутину капитализма, парламентаризма, буржуазной
демократии.
Уничтожение
классов — дело долгой, трудной, упорной классовой борьбы, которая после
свержения власти капитала, после разрушения буржуазного государства,
Предыдущая страница ... 385
Следующая страница ... 387
|