ПСС Ленина
Том 01
Том 02
Том 03
Том 04
Том 05
Том 06
Том 07
Том 08
Том 09
Том 10
Том 11
Том 12
Том 13
Том 14
Том 15 Том 16
Том 17
Том 18
Том 19
Том 20
Том 21
Том 22
Том 23
Том 24
Том 25
Том 26
Том 27
Том 28 Том 29 Том 30 Том 31
Том 32
Том 33
Том 34
Том 35
Том 36
Том 37
Том 38
Том 39
Том 40
Том 41
Том 42
Том 43
Том 44
Том 45 Том 46
Том 47
Том 48
Том 49
Том 50
Том 51
Том 52
Том 53
Том 54
Том 55
|
В. И. ЛЕНИН
стр. 94
| 10)
В общем и целом различие между буржуазной демократией и парламентаризмом, с
одной стороны, и советской или пролетарской демократией, с другой, сводится к тому, что первая переносила центр тяжести на
торжественное и пышное провозглашение всяческих свобод и прав, фактически не
позволяя именно большинству населения, рабочим и крестьянам,
пользоваться ими сколько-нибудь достаточно. Напротив, пролетарская или советская
демократия центр тяжести переносит не на то, чтобы провозглашать права и свободы всего народа, а на то, чтобы
на деле обеспечить именно тем массам трудящихся, которые были угнетены
и эксплуатируемы капиталом, фактический доступ к управлению государством,
фактическое пользование лучшими зданиями и помещениями для собраний и съездов,
лучшими типографиями и крупнейшими складами (запасами) бумаги для просвещения
тех, кого капитализм отуплял и забивал, обеспечить именно этим массам реальную
(фактическую) возможность постепенно освобождаться от гнета религиозных
предрассудков и т. д. и т. п. Именно в этом направлении фактического
предоставления трудящимся и эксплуатируемым возможности на деле пользоваться
благами культуры, цивилизации и демократии состоит важнейшая работа Советской
власти, которая должна неуклонно продолжать ее и дальше.
В
национальном вопросе политика РКП, в отличие от буржуазно-демократического провозглашения равенства наций, неосуществимого
при империализме, состоит в неуклонном проведении сближения и слияния
пролетариев и трудящихся масс всех наций в их революционной борьбе за
свержение буржуазии. Недоверие к великороссам, унаследованное от эпохи
царского и буржуазного великорусского империализма, быстро исчезает у
трудящихся масс наций, входивших в состав Российской империи, исчезает под влиянием знакомства с Советской Россией, но
это недоверие не у всех наций и не у всех слоев трудящейся массы исчезло
совершенно. Поэтому необходима особая осторожность в отношении к национальному
чувству, заботливое проведение
ПРОЕКТ ПРОГРАММЫ РКП(б)___________________________ 95
равенства и свободы отделения наций на деле, чтобы отнять почву у этого
недоверия и добиться
добровольного теснейшего союза Советских республик всех наций. Помощь нациям отсталым и слабым необходимо усилить
содействием самостоятельной организации и просвещению рабочих и
крестьян каждой нации в борьбе с средневековым и с буржуазным гнетом, равно
содействием развитию языка и литературы угнетенных доселе или бывших неравноправными наций.
В области религиозной политики задача (РКП) пролетарской диктатуры
состоит в том, чтобы не
удовлетворяться декретированным уже отделением церкви от государства и школы от церкви, т. е. мероприятиями, которые
буржуазная демократия обещала, но
нигде в мире не довела до конца, благодаря многообразным фактическим связям капитала
с религиозной пропагандой. Пролетарская диктатура должна доводить до конца разрушение связи между эксплуататорскими классами,
помещиками и капиталистами, и организацией религиозной пропаганды, как
поддержки темноты масс. Пролетарская диктатура
должна неуклонно осуществлять фактическое освобождение трудящихся масс от религиозных предрассудков, добиваясь
этого посредством пропаганды и повышения сознания масс, вместе с тем
заботливо избегая всякого оскорбления чувств верующей части населения и
закрепления религиозного фанатизма.
В области народного просвещения РКП ставит своей задачей довести до
конца начатое с Октябрьской
революции 1917 года дело превращения школы из орудия классового господства
буржуазии в орудие разрушения этого господства, как равно и полного уничтожения
деления общества на классы.
В период диктатуры пролетариата, т. е. в период подготовки
условий, делающих возможным полное
осуществление коммунизма, школа должна быть не только проводником
принципов коммунизма вообще, но проводником идейного, организационного,
воспитывающего влияния пролетариата на полупролетарские и непролетарские слои трудящихся масс в целях воспитания поколения,
способного окончательно осуществить коммунизм.
Предыдущая страница ... 92
Следующая страница ... 96
|
|