|
ясно из
действий в самых демократических странах, — каким образом тут можно говорить о демократии вообще, или каким образом тут
можно говорить о независимости. Кто думает таким образом, тот — если
говорить по теории политической экономии — показывает,
что он ни одной страницы не понимал в "Капитале" Маркса, которым у нас теперь
клянутся без исключения все социалисты всех стран.
Но на самом деле, клянясь этим
произведением, они, однако, когда почти подошли к той главной борьбе, к которой
вел "Капитал" Маркса, от этой классовой борьбы отступают и воображают, что может существовать
внеклассовая или надклассовая демократия, что демократия в современном
обществе, пока капиталисты остаются при собственности, может быть иная, не
буржуазная демократия, т. е. прикрытая фальшивыми, лживыми демократическими
вывесками, буржуазная диктатура. Как раз из этой самой Германии недавно неслись
к нам голоса о том, что вот там, может быть, и даже наверное, диктатура пролетариата не выйдет из рамок
демократии, что демократия останется осуществленной. Как раз там люди,
претендовавшие на то, что они учителя марксизма, люди, бывшие идеологами
всего II Интернационала с 1889 по 1914 год, вроде
Каутского, выступали со знаменем демократии,
не понимая, что демократия, пока собственность остается у капиталистов, есть только насквозь лицемерное
прикрытие диктатуры буржуазии и что ни о каком серьезном решении вопроса об
освобождении труда из-под ига капитала не может быть и речи, если это
лицемерное прикрытие не будет сорвано, если мы не поставим вопроса так,
как его всегда учил ставить Маркс и как его учила ставить повседневная борьба
пролетариата, и как учила ставить каждая стачка, каждое обострение
профессиональной борьбы; поставить вопрос так, что, пока собственность остается
за капиталистами, всякая демократия будет только лицемерно прикрытой буржуазной
диктатурой. Всякие речи о всеобщем голосовании, о всенародной воле, о равенстве
голосующих будут сплошным обманом, ибо
Предыдущая страница ... 436
Следующая страница ... 438
|