| обнаружил
замечательно наглядно, какого сорта его "интернационализм". А так как Каутский
— не одиночка, а представитель течения, неизбежно выросшего в обстановке II Интернационала (Лонге во Франции, Турати в
Италии, Нобс и Гримм, Грабер и Нэн в Швейцарии, Рамсей Макдональд в Англии и т.
п.), то остановиться на "интернационализме"
Каутского поучительно.
Подчеркивая, что меньшевики тоже были в Циммервальде
(диплом, несомненно, но... диплом подгнивший), Каутский следующим образом
рисует взгляды меньшевиков, с которыми он согласен:
"... Меньшевики хотели всеобщего мира. Они хотели, чтобы все
воюющие приняли лозунг: без аннексий и
контрибуций. До тех пор, пока это не достигнуто, русская армия должна
была, по этому взгляду, стоять в боевой готовности. Большевики же требовали
немедленного мира во что бы то ни стало, они готовы были, в случае
необходимости, заключить сепаратный мир,
они старались силой вынудить его, усиливая и без того уже большую
дезорганизацию армии" (стр. 27). Большевики должны были, по мнению Каутского,
не брать власти и довольствоваться учредилкой.
Итак,
интернационализм Каутского и меньшевиков состоит вот в чем: от империалистского буржуазного правительства требовать
реформ, но продолжать его поддерживать, продолжать поддерживать ведомую
этим правительством войну, пока все воюющие не приняли лозунга: без аннексий и
контрибуций. Такой взгляд выражали неоднократно
и Турати, и каутскианцы (Гаазе и др.), и Лонге с К0, заявлявшие, что
мы-де за "защиту отечества".
Теоретически,
это — полное неумение отделиться от социал-шовинистов и полная путаница в
вопросе о защите отечества. Политически, это — подмена интернационализма мещанским национализмом и переход на
сторону реформизма, отречение от революции.
Признание
"защиты отечества" есть оправдание, с точки зрения пролетариата, данной войны, признание
Предыдущая страница ... 291
Следующая страница ... 293
|