| не марксист, тот плохой социалист, кто не
сумеет учесть и использовать этого.
Далее.
Вера в универсальное, всеспасающее действие "демократии" вообще, непонимание
того, что она является буржуазной демократией, исторически ограниченной
в своей полезности, в своей необходимости,
такая вера и такое непонимание держались во всех странах веками и
десятилетиями, особенно прочно среди мелкой буржуазии. Крупный буржуа прошел
огонь, воду и медные трубы, он знает, что демократическая республика, как и
всякая другая форма государства при капитализме, есть не что иное, как машина
для подавления пролетариата. Крупный буржуа знает это из своего интимнейшего знакомства с настоящими руководителями
и с наиболее глубокими (зачастую именно в силу этого наиболее прикрытыми)
пружинами всякой буржуазной государственной машины. Мелкий буржуа, по
своему экономическому положению, по всем условиям своей жизни меньше
способен усвоить эту истину, даже держится иллюзий насчет того, будто
демократическая республика означает "чистую демократию", "свободное народное государство", внеклассовое или
надклассовое народовластие, чистое проявление всенародной воли и так
далее и тому подобное. Прочность этих предрассудков
мелкобуржуазного демократа неизбежно вызывается тем, что он дальше стоит от
острой классовой борьбы, от биржи, от "настоящей" политики, и было бы совершенно немарксистским ожидать, будто одной
пропагандой и в скорое время можно искоренить эти предрассудки.
Но
всемирная история несется теперь с такой бешеной быстротой и разрушает все
привычное, все старое молотом такой необъятной мощности, кризисами такой невиданной
силы, что самые прочные предрассудки не выдерживают. Естественно и неизбежно возникла у "демократа вообще" наивная вера
в учредилку, наивное противоположение "чистой демократии" "пролетарской
диктатуре". Но то, что пережили "учре-диловцы"
в Архангельске и в Самаре, в Сибири и на юге, не могло не разрушить самых
прочных предрассудков. Идеали-
Предыдущая страница ... 191
Следующая страница ... 193
|