|
шинству
неизбежно превращается в обман или подавление этого большинства. Всякая
буржуазная республика показывает нам сотни и тысячи примеров этого. В России
буржуазия господствует и экономически и политически. Интересы ее, особенно во
время империалистской войны, самым резким
образом расходятся с интересами большинства. Поэтому весь гвоздь вопроса, при
материалистической, марксистской, а не формально-юридической постановке его,
состоит в разоблачении этого расхождения, в борьбе против обмана масс
буржуазией.
Наши эсеры
и меньшевики, наоборот, вполне доказали и показали свою действительную роль,
как орудия обмана масс ("большинства") буржуазией, проводников и пособников такого обмана. Как бы искренни ни были
отдельные лица эсеров и меньшевиков, их основные политические идеи —
будто можно вырваться из империалистской войны
к "миру без аннексий и контрибуций", без диктатуры пролетариата и победы
социализма, будто возможен переход земли к народу без выкупа и "контроль" над
производством в интересах народа, без того же самого условия, — эти
основные политические (и экономические, конечно) идеи эсеров и меньшевиков
представляют из себя, объективно, именно мелкобуржуазный самообман или, что то
же, обман масс ("большинства") буржуазией.
Вот наша первая и главная "поправка" к постановке
вопроса о большинстве мелкобуржуазными
демократами, социалистами луиблановского типа, эсерами и меньшевиками: чего
стоит на деле "большинство", когда большинство само по себе есть лишь момент
формальный, а материально, в действительности, это большинство есть большинство
партий, проводящих в жизнь обман этого большинства буржуазией?
И
конечно — здесь мы подходим ко второй "поправке", ко второму из указанных выше
основных обстоятельств — конечно, этот обман можно правильно понять, лишь
выяснив его классовые корни и его классовое значение. Это не личный обман, не
"жульничество" (выражаясь грубо), это обманчивая идея, вытекающая из
Предыдущая страница ... 38
Следующая страница ... 40
|