ПСС Ленина
Том 01
Том 02
Том 03
Том 04
Том 05
Том 06
Том 07
Том 08
Том 09
Том 10
Том 11
Том 12
Том 13
Том 14
Том 15 Том 16
Том 17
Том 18
Том 19
Том 20
Том 21
Том 22
Том 23
Том 24
Том 25
Том 26
Том 27
Том 28 Том 29 Том 30 Том 31
Том 32
Том 33
Том 34
Том 35
Том 36
Том 37
Том 38
Том 39
Том 40
Том 41
Том 42
Том 43
Том 44
Том 45 Том 46
Том 47
Том 48
Том 49
Том 50
Том 51
Том 52
Том 53
Том 54
Том 55
|
В. И. ЛЕНИН стр. 328
|
1) действует 2)явление
= не "это"...
в честь "государственного
разума" со всеми его священными атрибутами,
начиная от проституированной науки и религии и кончая армией и флотом и
даже полицейским насилием и классовой юстицией. Поэтому в высшей степени важно
иметь ясное представление о государстве
вообще и об империалистическом
разбойничьем государстве в
частности.
Государство
является исторической категорией. Это значит, что государство 1) не представляет собой вечный закон общества, а
только преходящую 2) общественную формацию. Другими словами: государство
возникает лишь на определенной ступени
развития и должно, наоборот, исчезнуть на другой ступени развития. Оно
возникает как организация господствующего класса, и в этом его суть. Оно
является организацией "наиболее могущественного, экономически господствующего
класса, который через его посредство становится
и политически господствующим классом и приобретает таким образом новые
средства для подавления и эксплуатации угнетенного класса" (Ф. Энгельс:
"Происхождение семьи и т. д.", стр. 137). Таким образом, понятие государства имеет своей предпосылкой понятие
классового господства. Бесклассовое государство так же бессмысленно,
как, например, бесклассовый капитализм или
сухая вода. Карл Маркс выразил это в следующих словах: "Даже
радикальные и революционные политики, — пишет он (см. "Критические заметки и
т. д.". Литературное наследство, т. 2, стр. 50), — ищут корень зла не в сущности государства, а в
определенной государственной форме, вместо которой они хотят установить
другую". Совершенно иными являются цели социалистов: "Все социалисты, —
утверждает Ф. Энгельс (итальянская статья: "Об авторитете", напечатанная
в "Neue Zeit" № 32, 1, стр. 39), — согласны в том, что государство, а
вместе с ним и политиче-
х — χ выпущено в № 25 "Arbeiterpolitik"
(9. XII.
1916)
МАТЕРИАЛЫ К СТАТЬЕ "К ВОПРОСУ О РОЛИ ГОСУДАРСТВА"
333
скии авторитет, исчезнут
будущей социальной революции; т. е.,
что общественные функции
№ 3 потеряют свой политический характер и превратятся в простые административные
функции, наблю^шолше^за^сопиаль; ньми^шшресамиж Тот же Энгельс пишет в
"Анти-Дюринге" (произведении, которое, как известно, было просмотрено, почти
редактировано и отчасти написано Марксом),
что государство "отмирает". Тот же прогноз ставит он и в "Происхождении семьи". Общество, которое
реорганизует производство на основе свободной и равноправной ассоциации
производителей, сдаст всю государственную машину туда, где ей и будет
место: в музей древностей рядом с прялкой и бронзовым топором (стр. 140) . С
уничтожением классового строя будет уничтожено (gesprengt) и его
политическое вьфажение — государство, и возникнет бесклассовое, социалистическое
общество, в котором не будет государства.
Государство
есть наиболее общая организация
господствующего класса, т.
е. объектами эксплуатации здесь являются не только некоторые круги, а весь эксплуатируемый класс. Это
колоссальная, чудовищная [высасывающая! машина, которая
непосредст-
№ 3 V (услуги)
неверно !
Церковь? и т. п.
* В этой связи мы хотели бы
заметить, что совершенно ошибочно искать различие между социалистами
и анархистами в том, что первые — сторонники, вторые — противники
государства. Различие в самом деле заключается в том, что революционная
социал-демократия хочет сорганизовать новое общественное производство, как централизованное,
т. е. технически наиболее прогрессивное, тогда как децентрализованное
анархическое производство означало бы лишь шаг назад к старой технике, к
старой форме производства.
верно
неверно, неполно
334
Предыдущая страница ... 327
Следующая страница ... 329
|
|