|
нала
(1889—1914) очень мало, как и вообще вопрос о революции. Но самое характерное
в том процессе постепенного роста оппортунизма, который привел к краху II Интернационала в 1914 году, — это то, что
даже когда вплотную подходили к этому вопросу,
его старались обойти или его не замечали.
В
общем и целом можно сказать, что из уклончивости по вопросу об отношении
пролетарской революции к государству, уклончивости, выгодной для оппортунизма и
питавшей его, проистекло извращение марксизма
и полное опошление его.
Чтобы охарактеризовать, хоть вкратце, этот печальный процесс, возьмем
виднейших теоретиков
марксизма, Плеханова и Каутского.
1. ПОЛЕМИКА
ПЛЕХАНОВА С АНАРХИСТАМИ
Плеханов посвятил вопросу об отношении анархизма к социализму
особую брошюру: "Анархизм и социализм", которая вышла по-немецки в 1894 году.
Плеханов ухитрился трактовать эту тему, совершенно
обойдя самое актуальное, злободневное
и политически наиболее существенное в борьбе против анархизма, именно отношение революции к государству и вопрос о
государстве вообще! В его брошюре выделяются две части: одна —
историко-литературная, с ценным материалом по истории идей Штирнера, Прудона и
пр. Другая часть: филистерская, с аляповатым рассуждением на тему о том, что анархиста не отличишь от бандита.
Сочетание
тем презабавное и прехарактерное для всей деятельности Плеханова во время кануна революции и в течение революционного
периода в России: Плеханов так и показал себя в 1905—1917 годах
полудоктринером, полуфилистером, в политике шедшим
в хвосте у буржуазии.
Мы
видели, как Маркс и Энгельс, полемизируя с анархистами, выясняли всего тщательнее
свои взгляды на отношение революции к государству. Энгельс, издавая в 1891 году
"Критику Готской программы" Маркса, писал, что "мы (т. е. Энгельс и Маркс)
находились тогда в самом разгаре борьбы с Бакуниным и его
Предыдущая страница ... 102
Следующая страница ... 104
|