|
право каждого на равный продукт труда", то Лассаль ошибается, и Маркс
разъясняет его ошибку.
"Равное
право" — говорит Маркс — мы здесь действительно имеем, но это еще "буржуазное право", которое, как и всякое право, предполагает
неравенство. Всякое право есть
применение одинакового масштаба к различным людям, которые на деле не одинаковы, не равны друг другу;
и потому "равное право" есть нарушение равенства и несправедливость. В
самом деле, каждый получает, отработав равную с другим долю общественного
труда, — равную долю общественного продукта (за указанными вычетами).
А
между тем отдельные люди не равны: один сильнее, другой слабее; один женат,
другой нет, у одного больше детей, у другого меньше, и т. д.
"... При равном труде, — заключает Маркс, — следовательно, при
равном участии в общественном
потребительном фонде, один получит на самом деле больше, чем другой,
окажется богаче другого и т. д. Чтобы избежать всего этого, право, вместо
того, чтобы быть равным, должно бы быть неравным..."
Справедливости и равенства, следовательно, первая фаза коммунизма
дать еще не может: различия в богатстве останутся и различия несправедливые, но
невозможна будет эксплуатация человека человеком, ибо нельзя захватить средства
производства, фабрики, машины, землю и
прочее в частную собственность. Разбивая мелкобуржуазно неясную фразу Лассаля о "равенстве" и
"справедливости" вообще, Маркс показывает ход развития коммунистического
общества, которое вынуждено сначала уничтожить только ту
"несправедливость", что средства производства захвачены отдельными лицами, и которое не в состоянии сразу
уничтожить и дальнейшую несправедливость, состоящую в распределении
предметов потребления "по работе" (а не по потребностям).
Вульгарные
экономисты, в том числе буржуазные профессора, в том числе "наш" Туган,
постоянно упрекают социалистов, будто они забывают о неравенстве
Предыдущая страница ... 92
Следующая страница ... 94
|