|
На основании каких же данных можно ставить вопрос
о будущем развитии будущего коммунизма?
На
основании того, что он происходит из капитализма, исторически
развивается из капитализма, является результатом действий такой общественной
силы, которая рождена капитализмом. У Маркса нет ни тени попыток сочинять
утопии, по-пустому гадать насчет того, чего знать нельзя. Маркс ставит
вопрос о коммунизме, как естествоиспытатель
поставил бы вопрос о развитии новой, скажем, биологической разновидности, раз
мы знаем, что она так-то возникла и в таком-то определенном направлении видоизменяется.
Маркс прежде всего отметает прочь ту путаницу, которая
Готской программой вносится в вопрос о соотношении государства и общества.
"... Современное общество, — пишет он, — есть капиталистическое
общество, которое существует во всех цивилизованных странах, более или менее
свободное от примеси средневековья, более
или менее видоизмененное особенностями исторического развития каждой
страны, более или менее развитое. Напротив того, "современное государство"
меняется с каждой государственной границей. В прусско-германской империи оно
совершенно иное, чем в Швейцарии, в Англии совершенно иное, чем в Соединенных
Штатах. "Современное государство" есть, следовательно,
фикция.
Однако, несмотря на пестрое разнообразие их
форм, различные государства различных цивилизованных стран имеют между собой то
общее, что они стоят на почве
современного буржуазного общества, более или менее капиталистически развитого. У них есть поэтому некоторые общие
существенные признаки. В этом смысле
можно говорить о "современной государственности" в противоположность
тому будущему, когда отомрет теперешний ее корень, буржуазное общество.
Вопрос
ставится затем так: какому превращению подвергнется государственность в коммунистическом
Предыдущая страница ... 84
Следующая страница ... 86
|