|
можно бы
повторить про любое демократическое учреждение, и про скромное жалованье чиновникам в том числе, ибо до конца
последовательный демократизм при капитализме невозможен, а при
социализме отомрет всякая демократия.
Это
— софизм, похожий на ту старую шутку, станет ли человек лысым, если у него будет волос меньше на один волос.
Развитие демократии до конца, изыскание
форм такого развития, испытание их практикой и т. д., все это есть одна из составных задач борьбы за социальную
революцию. Отдельно взятый, никакой демократизм не даст социализма, но в жизни
демократизм никогда не будет "взят
отдельно", а будет "взят вместе", оказывать свое влияние и на экономику,
подталкивать ее преобразование, подвергаться влиянию экономического развития и т. д. Такова диалектика живой
истории.
Энгельс
продолжает:
"... Этот взрыв (Sprengung) старой
государственной власти и ее замена новою, поистине демократическою, подробно
описаны в третьем отделе "Гражданской войны".
Но вкратце остановиться еще раз на некоторых чертах этой замены было здесь
необходимо, потому что как раз в Германии суеверная вера в государство перешла
из философии в общее сознание буржуазии и даже многих рабочих. По учению философов, государство есть "осуществление
идеи" или, переведенное на философский язык, царство божие на земле,
государство является таким поприщем, на
котором осуществляется или должна осуществиться вечная истина и справедливость.
А отсюда вытекает суеверное почтение к государству и ко всему тому, что
имеет отношение к государству, — суеверное почтение, которое тем легче укореняется, что люди привыкают с детства
думать, будто дела и интересы, общие всему обществу, не могут быть иначе
выполняемы и охраняемы, как прежним способом, т. е. через посредство
Предыдущая страница ... 78
Следующая страница ... 80
|