|
анархией в
производстве, те столкновения и эксцессы (крайности), которые проистекают из
этой борьбы, — с этого времени нечего будет подавлять, не будет и надобности в
особой силе для подавления, в государстве. Первый акт, в котором государство
выступает действительно как представитель всего общества — взятие во владение
средств производства от имени общества, — является в то же время последним
самостоятельным актом его как государства. Вмешательство государственной власти
в общественные отношения становится тогда в одной области за другою излишним и
само собою засыпает. Место правительства над лицами заступает распоряжение вещами и руководство процессами производства.
Государство не "отменяется", оно отмирает. На основании этого следует
оценивать фразу про "свободное
народное государство", фразу, имевшую на время агитаторское право на
существование, но в конечном счете научно несостоятельную. На основании этого следует оценивать также требование так
называемых анархистов, чтобы государство было отменено с сегодня на
завтра" ("Анти-Дюринг". "Ниспровержение науки господином Евгением Дюрингом",
стр. 301—303 по 3-му нем. изд.)16.
Не боясь ошибиться, можно сказать, что из этого, замечательно
богатого мыслями, рассуждения Энгельса действительным достоянием
социалистической мысли в современных социалистических партиях стало только то,
что государство "отмирает", по Марксу, в отличие от анархического учения об
"отмене" государства. Так обкорнать марксизм
значит свести его к оппортунизму, ибо при таком "толковании" остается только
смутное представление о медленном, ровном, постепенном изменении, об отсутствии
скачков и бурь, об отсутствии революции. "Отмирание" государства в ходячем,
общераспространенном, массовом, если можно так выразиться, понимании означает,
несомненно, затушевывание, если не отрицание, революции.
Предыдущая страница ... 16
Следующая страница ... 18
|