| и которые не переживали и не наблюдали близко ни одной великой
революции, это не может быть иначе. Им совершенно непонятно, что это такое за
"самодействующая вооруженная
организация населения". На вопрос о том, почему явилась надобность в особых,
над обществом поставленных, отчуждающих себя от общества, отрядах вооруженных
людей (полиция, постоянная армия), западноевропейский и русский филистер склонен отвечать парой фраз, заимствованных у
Спенсера или у Михайловского, ссылкой на усложнение общественной жизни,
на дифференциацию функций и т. п.
Такая
ссылка кажется "научной" и прекрасно усыпляет обывателя, затемняя главное и основное: раскол общества на непримиримо
враждебные классы.
Не будь этого раскола, "самодействующая
вооруженная организация населения" отличалась бы своей сложностью, высотой своей техники и пр. от
примитивной организации стада обезьян, берущих палки, или первобытных людей,
или людей, объединенных в клановые
общества, но такая организация была бы возможна.
Она невозможна потому, что общество
цивилизации расколото на враждебные и притом непримиримо враждебные классы, "самодействующее" вооружение
которых привело бы к вооруженной борьбе
между ними. Складывается государство, создается особая сила, особые отряды
вооруженных людей, и каждая революция, разрушая государственный аппарат,
показывает нам обнаженную классовую борьбу, показывает нам воочию, как господствующий класс стремится
возобновить служащие ему особые отряды вооруженных людей, как угнетенный класс стремится создать новую
организацию этого рода, способную служить не эксплуататорам, а
эксплуатируемым.
Энгельс ставит в приведенном рассуждении
теоретически тот самый вопрос, который практически, наглядно и притом в
масштабе массового действия ставит перед нами каждая великая революция, именно
вопрос о. взаимоотношении "особых" отрядов вооруженных людей и "самодействующей вооруженной организации
насе-
Титульный лист книги В. И. Ленина
"Государство и революция".
1918 г.
Уменьшено
Предыдущая страница ... XXV
Следующая страница ... 11
|