ПСС Ленина
Том 01
Том 02
Том 03
Том 04
Том 05
Том 06
Том 07
Том 08
Том 09
Том 10
Том 11
Том 12
Том 13
Том 14
Том 15 Том 16
Том 17
Том 18
Том 19
Том 20
Том 21
Том 22
Том 23
Том 24
Том 25
Том 26
Том 27
Том 28 Том 29 Том 30 Том 31
Том 32
Том 33
Том 34
Том 35
Том 36
Том 37
Том 38
Том 39
Том 40
Том 41
Том 42
Том 43
Том 44
Том 45 Том 46
Том 47
Том 48
Том 49
Том 50
Том 51
Том 52
Том 53
Том 54
Том 55
|
В. И. ЛЕНИН
стр. 258
| угнетения евреев и украинцев); во внешней политике она старается
заключать сделки с одной из
соперничающих империалистских держав ради осуществления своих грабительских
целей (политика мелких государств на Балканах и т. п.).
То обстоятельство, что борьба за национальную свободу
против одной империалистской
державы может быть, при известных условиях, использована другой "великой"
державой в ее одинаково империалистских целях, — так же мало может заставить социал-демократию отказаться от признания права на
самоопределение наций, как многократные случаи использования буржуазией
республиканских лозунгов в целях политического обмана и финансового грабежа,
например, в романских странах, не могут заставить социал-демократов
отказаться от их республиканизма .
5. МАРКСИЗМ И ПРУДОНИЗМ В
НАЦИОНАЛЬНОМ ВОПРОСЕ
В
противовес мелкобуржуазным демократам, Маркс видел во всех без исключения
демократических требованиях не абсолют, а историческое выражение борьбы руководимых
буржуазией народных масс против феодализма. Нет ни одного из этих требований,
которое бы не могло служить и не служило, при известных обстоятельствах, орудием
обмана рабочих со стороны буржуазии. Выделять в этом отношении одно из требований политической демократии, именно
самоопределение наций, и противополагать его остальным — в корне неверно
теоретически.
Нечего и говорить, что отвергать право на самоопределение по той
причине, что из него вытекает будто бы "защита отечества", было бы совсем
смешно. С таким же правом — т. е. столь же несерьезно — ссылаются
социал-шовинисты в 1914—1916 гг. и на любое требование демократии (например, на
ее республиканизм) и на любую формулировку
борьбы против национального гнета для оправдания "защиты отечества". Марксизм выводит признание защиты
отечества в войнах, например, великой французской революции или в
войнах Гарибальди, в Европе, а также отрицание 8ащиты отечества в империалистской
войне 1914—1916 гг. из анализа конкретно-исторических особенностей каждой отдельной
войны, а никоим образом не из какого-либо "общего принципа", не из какого-либо
отдельного пункта программы.
Предыдущая страница ... 257
Следующая страница ... 259
|
|