| готовой, в свою
очередь, к аннексиям и к угнетению других наций.
Поучительным примером может служить постановка национального вопроса в
конце 60-х гг. прошлого века.
Мелкобуржуазные демократы, чуждые всякой мысли о классовой борьбе и о социалистической революции, рисовали себе утопию мирной
конкуренции свободных и равноправных наций при капитализме. Прудонисты вовсе
"отрицали" национальный вопрос и право наций на самоопределение с точки
зрения непосредственных задач социальной
революции. Маркс высмеивал французский прудонизм, показывал его родство с французским шовинизмом ("вся
Европа может и должна сидеть тихо и смирно на своей задней, пока господа
во Франции отменят нищету"... "под отрицанием
национальностей они, сами того не сознавая, понимают, кажется, их поглощение образцовой французской нацией"). Маркс
требовал отделения Ирландии от Англии, — "хотя бы после отделения
дело и пришло к федерации" — и требовал его не с точки зрения мелкобуржуазной утопии мирного капитализма, не из
"справедливости к Ирландии" , а с точки зрения интересов революционной
борьбы пролетариата угнетающей, т. е.
английской, нации против
капитализма. Свободу этой нации связывало и уродовало то, что она
угнетала другую нацию. Интернационализм английского пролетариата оставался бы лицемерной фразой, если бы он
не требовал отделения Ирландии. Не будучи никогда сторонником ни мелких
государств, ни государственного дробления вообще, ни принципа федерации, Маркс
рассматривал отделение угнетенной нации, как шаг к федерации и, следовательно,
не к дроблению, а к концентрации и политической и экономической, но к
концентрации на базе демократизма. С точки зрения Парабеллума, Маркс вел,
вероятно, "иллюзорную борьбу", когда выставлял это требование отделения Ирландии.
А на деле только такое требование было последовательно революционной
программой, только оно отвечало интернационализму, только оно отстаивало концентрацию не ио-империалистически.
Предыдущая страница ... 63
Следующая страница ... 65
|