| более засоряющего
глаза рабочих, внушающего им обманчивую мысль о неглубоком противоречии
капитализма и социализма, нет ничего более прикрашивающего капиталистическое рабство. Нет, мы должны использовать
настроение в пользу мира для разъяснения массам, что те блага, коих они ждут от
мира, невозможны без ряда революций.
Окончание войн, мир между народами, прекращение грабежей и насилий
— именно наш идеал, но только буржуазные
софисты могут обольщать им массы, отрывая этот идеал от немедленной,
прямой проповеди революционных действий. Почва для такой проповеди есть; чтобы вести ее, надо лишь порвать
с союзниками буржуазии, оппортунистами, которые и прямо (вплоть даже до
доносов) и косвенно мешают революционной
работе.
Лозунг самоопределения наций равным образом должен быть
ставим в связи с империалистской
эпохой капитализма. Мы не за status
quo, не за мещанскую утопию отстранения от
великих войн. Мы за революционную борьбу против империализма, т. е. капитализма
. Империализм состоит именно в стремлении наций, угнетающих ряд чужих наций,
расширить и укрепить это угнетение, переделить колонии. Поэтому гвоздь вопроса
о самоопределении наций состоит в нашу эпоху именно в поведении социалистов угнетающих
наций. Тот социалист угнетающей нации (Англии, Франции, Германии, Японии, России, Соединенных Штатов и пр.),
который не признает и не отстаивает права угнетенных наций на самоопределение
(т. е. на свободное отделение), на деле не социалист, а шовинист.
Только
такая точка зрения приводит к нелицемерной, к последовательной борьбе с
империализмом, — к пролетарской, а не мещанской постановке (в нашу эпоху) национального вопроса. Только такая точка зрения
проводит последовательно принцип борьбы со всяким
В
рукописи далее зачеркнутая фраза: "Но пропаганда в этом направлении, пропаганда
действительно революционная невозможна без социалистической
постановки вопроса о самоопределении наций".
Ред.
Предыдущая страница ... 303
Следующая страница ... 305
|