| вождей партии, депутатом и даже членом правления
("форштанда") немецкой с.-д. парламентской фракции, это уже одно наводит на
серьезные мысли о том, как давно, глубоко и
сильно шел процесс гниения в германской социал-демократии.
Научного значения книга Давида не имеет никакого, ибо
даже поставить вопроса автор
не может или не хочет, — именно: вопроса о том, как главные классы современного
общества подготовляли, выращивали, создавали
в течение десятилетий свое теперешнее
отношение к войне такой-то политикой, коренящейся в таких-то классовых
интересах. Давиду совершенно чужда даже мысль о том, что без такого
исследования нечего и толковать о
марксистском отношении к войне и что только такое исследование может служить базой для изучения идеологии разных
классов в отношении к войне. Давид — адвокат либеральной рабочей
политики, приспособляющий все свое изложение и все свои аргументы к тому, чтобы
повлиять на рабочую аудиторию, чтобы скрыть от нее слабые пункты своей позиции, чтобы сделать либеральную тактику
приемлемой для рабочих, чтобы
придушить пролетарски-революционные инстинкты возможно большим
количеством авторитетных примеров "тактики социалистов в западных государствах"
(заглавие VII главы книги Давида) и т. д., и т. п.
Поэтому
весь идейный интерес, представляемый книгой Давида, сводится к тому, чтобы
проанализировать, как должна буржуазия разговаривать с рабочими, дабы
влиять на них. Суть идейной позиции Э. Давида с этой (единственно
правильной) точки зрения сводится к его положению: "значение нашего
голосования" (за военные кредиты) — "не за войну, а против поражения" (стр.
3, оглавление и много отдельных мест книги). Это — лейтмотив всей книги Давида.
К этому "подогнаны" и примеры того, как Маркс, Энгельс, Лассаль относились к
национальным войнам Германии (гл. II), и данные о "гигантской завоевательной политике
держав тройственного согласия" (гл. IV), и дипломатическая история войны (гл. V), сведенная к обелению Германии
Предыдущая страница ... 276
Следующая страница ... 279
|