|
бов мы имеем многолетнее и миллионы "народных масс" охватывающее
национально-освободительное
движение, "продолжением" которого является война Сербии против Австрии. Будь
эта война изолирована, т. е. не связана с общеевропейской войной, с корыстными и грабительскими целями Англии, России и
проч., тогда все социалисты обязаны были бы желать успеха
сербской буржуазии — это единственно правильный и абсолютно необходимый вывод из национального
момента в теперешней войне. Но софист Каутский, находящийся ныне в
услужении у австрийских буржуа, клерикалов и генералов,
этого вывода как раз не делает!
Далее. Диалектика Маркса, будучи последним словом научно-эволюционного
метода, запрещает именно изолированное, то есть однобокое и уродливо
искаженное, рассмотрение предмета.
Национальный момент сербско-австрийской войны никакого серьезного
значения в общеевропейской войне не имеет и не может иметь. Если победит Германия, она задушит Бельгию, еще часть
Польши, может быть часть Франции и пр. Если победит Россия, она задушит
Галицию, еще часть Польши, Армению и т. д. Если будет "ничья", останется старое национальное угнетение. Для
Сербии, то есть какой-нибудь сотой доли участников теперешней войны,
война является "продолжением политики"
буржуазно-освободительного движения. Для /юо война есть продолжение политики империалистской, т. е. одряхлевшей
буржуазии, способной на растление, но не на освобождение наций. Тройственное
согласие, "освобождая" Сербию, продает интересы
сербской свободы итальянскому империализму за помощь в грабеже Австрии.
Все
это общеизвестно, и все это бессовестно извращено Каутским ради оправдания
оппортунистов. "Чистых" явлений ни в природе, ни в обществе нет и быть
не может — об этом учит именно диалектика
Маркса, показывающая нам, что самое понятие чистоты есть некоторая узость, однобокость
человеческого познания, не охватывающего предмет до конца во всей его сложности.
Предыдущая страница ... 240
Следующая страница ... 242
|