|
В 1864 году, составляя адрес Интернационала, Маркс пишет Энгельсу
(4 ноября 1864 года), что приходится бороться с национализмом Мадзини. "Когда в
адресе речь идет об интернациональной политике, я говорю о странах, а не о
национальностях и разоблачаю Россию, а не менее важные государства", — пишет
Маркс. По сравнению с "рабочим вопросом" подчиненное значение национального
вопроса не подлежит сомнению для Маркса. Но от игнорирования национальных
движений его теория далека, как небо от
земли.
Наступает
1866 год. Маркс пишет Энгельсу про "прудоновскую клику" в Париже, которая "объявляет национальности бессмыслицей и
нападает на Бисмарка и Гарибальди. Как полемика с шовинизмом, эта
тактика полезна и объяснима. Но когда верующие в Прудона (к ним принадлежат
также мои здешние добрые друзья, Лафарг и Лонге) думают, что вся Европа может и
должна сидеть тихо и смирно на своей задней, пока господа во Франции отменят
нищету и невежество... то они смешны" (письмо от 7 июня 1866 г.).
"Вчера,
— пишет Маркс 20 июня 1866 г., — были прения в Совете Интернационала о
теперешней войне... Прения свелись, как и следовало ожидать, к вопросу о "национальностях" и о нашем отношении к нему...
Представители "молодой Франции" (нерабочие) выдвигали ту
точку зрения, что всякая национальность и самая нация — устарелые
предрассудки. Прудонистское штирнерианство... Весь мир должен ждать, пока французы созреют для совершения социальной
революции... Англичане очень смеялись,
когда я начал свою речь с того, что наш друг Лафарг и другие, отменившие национальности, обращаются к нам по-французски, т.
е. на языке, непонятном для 9/ю собрания. Далее я намекнул, что Лафарг, сам того не сознавая, под
отрицанием нацио-
г "
1 120
нальностеи понимает, кажется, их
поглощение образцовой французской нацией"
Вывод из всех этих критических замечаний Маркса ясен:
рабочий класс меньше всего
может создать себе фетиш из национального вопроса, ибо развитие капитализма не
обязательно пробуждает к самостоятельной
Предыдущая страница ... 300
Следующая страница ... 302
|