| экономических наблюдений в каждой деревне, в каждом ремесле и
"кустарном" промысле.
Ясно, что крестьянин, поставленный в эту обстановку мирового
хозяйства, является товаропроизводителем и с каждым днем все более втягивается в
зависимость от рынка, продавая свои продукты, покупая орудия труда и
предметы потребления, нанимая рабочих или
нанимаясь сам в рабочие. При таком положении дела, раз существует
собственность на землю, свобода купли — продажи — залога ее есть необходимое
условие развития капитализма. Попытки ограничений этой свободы не могут
привести ни к чему, кроме как к тысяче и
одному способу обхода закона, к тысяче и одной волоките и чиновничьей казенщине, ^ухудшению положения
крестьянина. Пытаться остановить всемирный капитализм законами или
правилами, ограничивающими свободу мобилизации земли, такая же тупоумная вещь,
как попытки остановить поезд прутиками из плетня. Защищать такие попытки
значит защищать крепостническую кабалу, застой
игниение деревни.
Кто
учился хоть капельку политической экономии, тот знает, что в России происходит
смена крепостничества — капитализмом.
Никакого
иного, "третьего", уклада народного хозяйства в России нет. И крепостничество и капитализм означают эксплуатацию труда, в
этом смысле означают оба строя — "петлю и кабалу". Но
крепостничеству свойственны: вековой застой, забитость и темнота трудящихся, низкая степень производительности труда. А
капитализму свойственно очень быстрое экономическое и общественное
развитие, громадное повышение производительности труда, разрушение забитости
трудящихся и пробуждение в них способности
к сплочению и к сознательной жизни.
Поэтому
называть капитализм петлей и кабалой, отстаивая в то же время — как это
делают народники — задержки развития капитализма, значит на деле становиться защитниками остатков крепостничества, дикости
и застоя.
Предыдущая страница ... 154
Следующая страница ... 157
|