ПСС Ленина
Том 01
Том 02
Том 03
Том 04
Том 05
Том 06
Том 07
Том 08
Том 09
Том 10
Том 11
Том 12
Том 13
Том 14
Том 15 Том 16
Том 17
Том 18
Том 19
Том 20
Том 21
Том 22
Том 23
Том 24
Том 25
Том 26
Том 27
Том 28 Том 29 Том 30 Том 31
Том 32
Том 33
Том 34
Том 35
Том 36
Том 37
Том 38
Том 39
Том 40
Том 41
Том 42
Том 43
Том 44
Том 45 Том 46
Том 47
Том 48
Том 49
Том 50
Том 51
Том 52
Том 53
Том 54
Том 55
|
В. И. ЛЕНИН стр. XXXI
|
с ручной тачкой
пытаться обогнать железнодорожный поезд — по быстроте и количеству перевозок.
Нет,
господа народники! Вы правы, конечно, когда говорите, что этот поезд давит бедноту. Но не о ручной тачке думать тут надо.
Не
назад — от поезда к тачке, а вперед: от поезда капиталистического к поезду объединенных пролетариев.
Невинное
мечтание народников не только детски наивно — оно прямо вредно тем, что
отвлекает мысль бедноты от классовой борьбы. Вне классовой борьбы
пролетариата против буржуазии для
переделки всего капиталистического строя нет спасения деревенской бедноте. И всякие союзы, кооперативы,
артели и т. п. могут быть полезны лишь при их сознательном участии в
этой классовой борьбе.
Но
если абсолютно бесспорно, что развитие капитализма и пролетаризация деревни неизбежно идут вперед и в России, как во всем
мире, то величайшей ошибкой было бы ограничиться этой истиной.
Капитализм
бывает разный: помещичий, полуфеодальный, с тьмой остатков всяких привилегий, наиболее
реакционный и наиболее мучительный для массы, — а также капитализм свободных фермеров, наиболее
демократический, менее мучительный для массы,
с наименьшими остатками привилегий.
Какое влияние оказал бы, например, на развитие
капитализма переход в России всех земель к крестьянам и без всякого выкупа? Это
был бы не социализм. Это был бы тоже капитализм,
только демократический, не пуришкевичевски-гучковский, а народнически-крестьянский. Развитие капитализма пошло бы
тогда еще быстрее, еще шире, еще свободнее
и менее мучительно для массы.
Вот в чем суть теперешнего, данного,
настоящего аграрного вопроса в России. Вот о чем (не понимая сути дела) спорили
в Киеве, с одной стороны, защитники помещичьего землеустройства и буржуазной агрономии, а с другой стороны,
— народники и левые кадеты5
(вроде Шаховского). Они спорили о том, должна ли
ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО И ДЕРЕВЕНСКАЯ БЕДНОТА
буржуазная демократия оставить в руках Пуришкевичей достройку новой
России по типу
феодально-капиталистическому? или она должна взять стройку в свои руки, в руки массы, в руки крестьянства и вести стройку без
Пуришкевичей, в направлении свободного, демократического капитализма?
Нетрудно понять позицию сознательного
рабочего в этом споре. Мы твердо знаем, что и столыпинский и народнический путь
означают развитие капитализма, которое во всяком случае ведет к торжеству
пролетариата. Мы не падем духом ни при каком повороте истории. Но мы не
позволим ни одному повороту истории пройти без нашего участия, без действительного вмешательства
передового класса. Рабочий класс к столкновениям
Пуришкевичей и крестьянской демократии относится не равнодушно, а с самой
горячей, самой беззаветной защитой интересов крестьянской и общенародной
демократии в наиболее последовательном их выражении.
Ни малейших уступок насквозь гнилому якобы
социализму (а на деле мещанской мечтательности) народников — и величайшее внимание к крестьянской
демократии, к ее просвещению, пробуждению и
сплочению, к ее освобождению от всех и всяких затхлых предрассудков —
вот линия сознательного рабочего.
Хотите
мечтать о победе ручной тачки над железнодорожным поездом? — нам не по дороге,
мы враги пошлой маниловщины. Хотите бороться с Пуришкевичами? — нам по дороге,
но знайте, что рабочие не простят ни малейшего колебания.
А к тем людям, что с холопской торопливостью спешат
подписать "окончательный" успех столыпинского землеустройства6, рабочий
класс отнесется с презрением, с каким всегда передовые, сильные и враждебные
реформизму классы относятся к оппортунистам и к рыцарям минутного успеха.
"Правда Труда" № 3, Печатается по тексту
13 сентября 1913 г. газеты "Правда Труда"
Подпись:В . Ил ьин
КАК ЕПИСКОП НИКОН ЗАЩИЩАЕТ УКРАИНЦЕВ?
"Киевская Мысль" сообщает, что епископ Никон, член
Государственной думы, правый,
подписал первым законопроект об украинской школе и обществах, вносимый в Государственную думу.
Содержание законопроекта: разрешить преподавание в начальных
школах на украинском языке; назначать
учащими украинцев; ввести преподавание украинского языка и истории Украины; не преследовать украинских
обществ и не закрывать их "в порядке административного усмотрения, часто голого
произвола".
Таким
образом, товарищу Пуришкевича по партии — епископу Никону — не нравится в некоторых случаях произвол.
Епископ
Никон справедливо полагает, что поднимаемый им "вопрос есть вопрос чрезвычайной важности, касающийся калечения
37-миллионного украинского народа"; — что "богатая, красивая,
талантливая, цветущая и поэтическая Украина обрекается на вырождение, постепенное отупение и медленное умирание".
Протест против угнетения украинцев великороссами вполне
справедлив. Но посмотрите, какими доводами защищает украинские требования
епископ Никон:
"Украинский
народ не ищет какой-то пресловутой автономии, восстановления Сечи Запорожской;
украинцы — не сепаратисты... Украинцы — не инородцы, они — свои, наши родные
братья, а потому-то их и не должно ограничивать в языке и
КАК ЕПИСКОП НИКОН ЗАТТТИЩАЕТ
УКРАИНЦЕВ?
национальном культурном развитии; иначе мы
сами приравниваем их, своих братьев, к евреям, полякам, грузинам и др.,
действительно инородцам".
Итак,
дело сводится к тому, что украинец епископ Никон и его единомышленники выпрашивают у великорусских помещиков привилегий
украинцам на том основании, что они — братья, а евреи — инородцы!
Говоря прямее и проще: еврея и др. мы согласны
давить, как инородца, если нам сделают уступки.
Знакомая
картина защиты "национальной культуры" всеми буржуазными националистами,
от черносотенных до либеральных и даже до буржуазно-демократических !
Епископ Никон знать ничего не хочет о том,
что нельзя защитить от угнетения украинцев, не защищая от всякого угнетения все без исключения народы,
— не изгоняя абсолютно из государственной жизни понятия "инородца", — не
отстаивая полного равноправия всех
национальностей. Нельзя защищать никого от национального гнета, не проводя
последовательно самой широкой местной и областной автономии и принципа решения всех
государственных вопросов волею большинства населения (т. е. принципа
последовательного демократизма).
У
епископа Никона лозунг "национальной культуры" украинцев означает на деле лозунг пропаганды черносотенства на украинском
языке, лозунг украинско-клерикальной
культуры.
Сознательные
рабочие поняли, что лозунг "национальной культуры" есть клерикальный или
буржуазный обман — все равно, идет ли речь о великорусской, украинской,
еврейской, польской, грузинской или любой иной культуре. 125 лет тому назад, когда не было еще раскола нации на буржуазию и
пролетариат, лозунг национальной культуры мог быть единым и цельным призывом к
борьбе против феодализма и клерикализма.
Но с тех пор классовая борьба буржуазии с пролетариатом разгорелась повсюду.
Раскол "единой" нации на эксплуататоров и эксплуатируемых стал совершившимся фактом.
Предыдущая страница ... XXX
Следующая страница ... 10
|
|