| школьной переписи
18 января 1911 года, было в начальных школах министерства народного
"просвещения" 48 076 учащихся. Из них было евреев 396, т. е. менее одного
процента. Далее, было учащихся — 2 румын, 1 грузин, 3 армян, и т. д.59.
Можно ли составить такую "положительную"
национальную программу, чтобы охватить это разнообразие отношений и
условий? (А Питер далеко еще, разумеется, не самый "пестрый" национальный город
в России.) Кажется, даже специалисты по национальным "тонкостям", вроде бундовцев, не составят такой
программы.
Между тем,
будь в конституции государства основной закон о недействительности всякой меры,
нарушающей права меньшинства, — любой гражданин мог бы требовать отмены распоряжения, которое отказало бы,
например, в найме, на казенный счет, особых учителей еврейского языка,
еврейской истории и т. п. или в предоставлении казенного помещения для лекций
еврейским, армянским, румынским детям, даже одному грузинскому ребенку. Во
всяком случае нет ничего невозможного в том, чтобы удовлетворить все
разумные и справедливые желания национальных меньшинств на основе равноправия, и никто не скажет, чтобы пропаганда
равноправия была вредна. Наоборот, пропаганда разделения школьного дела
по нациям, пропаганда, например, особой еврейской
школы для еврейских детей в Питере была бы безусловно вредна, а создание национальных
школ для всяких национальных меньшинств, для 1, 2, 3 детей прямо-таки невозможно.
Далее, невозможно ни в каком общегосударственном законе
определить, каково должно быть национальное меньшинство, чтобы оно имело право на особую
школу или на особых учителей по дополнительным предметам и т. п.
Наоборот, общегосударственный закон о равноправии вполне
может быть разработан детально и развит в специальных узаконениях, в постановлениях
областных сеймов, городов, земств, общин и т. д.
Предыдущая страница ... 141
Следующая страница ... 143
|