|
в отличие от
пропаганды буржуазной, — но и потому еще, что целая программа пресловутой
культурно-национальной автономии построена на этом лозунге.
Основной, принципиальный грех этой программы тот, что она
стремится воплотить в жизнь
самый утонченный и самый абсолютный, до конца доведенный, национализм. Суть этой программы: каждый гражданин записывается
в ту или иную нацию, и каждая нация
составляет юридическое целое, с правом принудительного обложения своих членов,
с национальными парламентами (сеймами), с национальными "статс-секретарями" (министрами).
Такая идея в применении к национальному вопросу похожа
на идею Прудона в применении
к капитализму. Не уничтожить капитализм и его основу — товарное производство, а очистить эту основу от
злоупотреблений, от наростов и т. п.; не уничтожить обмен и меновую
стоимость, а, наоборот, "конституировать" ее, сделать ее всеобщей, абсолютной, "справедливой",
лишенной колебаний, кризисов, злоупотреблений — вот идея Прудона.
Как мелкобуржуазен Прудон, как его теория абсолютирует,
возводит в перл создания
обмен и товарное производство, так мелкобуржуазна теория и программа "культурно-национальной
автономии", абсолютирующая, возводящая в перл создания буржуазный национализм,
очищающая его от насилия и несправедливостей и т. д.
Марксизм непримирим с национализмом, будь он
самый "справедливый", "чистенький", тонкий и цивилизованный. Марксизм выдвигает на
место всякого национализма —
интернационализм, слияние всех наций в высшем единстве, которое растет на наших
глазах с каждой верстой железной дороги, с
каждым международным трестом, с каждым
(международным по своей экономической деятельности, а затем и по своим идеям,
по своим стремлениям) рабочим союзом.
Принцип национальности исторически неизбежен в
буржуазном обществе, и, считаясь
с этим обществом, марксист вполне признает историческую законность
Предыдущая страница ... 130
Следующая страница ... 132
|