| и всех стран мира.
Национальная культура буржуазии есть факт (причем, повторяю, буржуазия
везде проводит сделки с помещиками и попами). Воинствующий буржуазный
национализм, отупляющий, одурачивающий, разъединяющий рабочих, чтобы вести их
на поводу буржуазии, — вот основной факт современности.
Кто хочет служить пролетариату, тот должен объединять
рабочих всех наций, борясь неуклонно с буржуазным национализмом и "своим" и
чужим. Кто защищает лозунг национальной
культуры, — тому место среди националистических мещан, а не среди марксистов.
Возьмите конкретный пример. Может великорусский марксист принять
лозунг национальной, великорусской,
культуры? Нет. Такого человека надо поместить среди националистов, а не
марксистов. Наше дело — бороться с господствующей, черносотенной и буржуазной
национальной культурой великороссов, развивая исключительно в интернациональном духе и в теснейшем союзе с
рабочими иных стран те зачатки, которые имеются и в нашей истории
демократического и рабочего движения. Бороться со своими великорусскими
помещиками и буржуа, против его "культуры", во имя интернационализма,
бороться, "приноровляясь" к особенностям Пуришкевичей и Струве, — вот твоя
задача, а не проповедовать, не допускать лозунга национальной культуры.
То же самое относится к наиболее угнетенной
и затравленной нации, еврейской. Еврейская национальная культура — лозунг раввинов и буржуа, лозунг
наших врагов. Но есть другие элементы в еврейской культуре и во всей истории
еврейства. Из I0V2 миллионов евреев на всем свете немного более
половины живет в Галиции и России, отсталых, полудиких странах,
держащих евреев насилием в положении касты. Другая половина живет в
цивилизованном мире, и там нет кастовой обособленности евреев. Там сказались
ясно великие всемирно-прогрессивные черты в еврейской культуре: ее интернационализм,
ее отзывчивость на передовые движения эпохи (процент евреев
Предыдущая страница ... 121
Следующая страница ... 123
|