ПСС Ленина
Том 01
Том 02
Том 03
Том 04
Том 05
Том 06
Том 07
Том 08
Том 09
Том 10
Том 11
Том 12
Том 13
Том 14
Том 15 Том 16
Том 17
Том 18
Том 19
Том 20
Том 21
Том 22
Том 23
Том 24
Том 25
Том 26
Том 27
Том 28 Том 29 Том 30 Том 31
Том 32
Том 33
Том 34
Том 35
Том 36
Том 37
Том 38
Том 39
Том 40
Том 41
Том 42
Том 43
Том 44
Том 45 Том 46
Том 47
Том 48
Том 49
Том 50
Том 51
Том 52
Том 53
Том 54
Том 55
|
В. И. ЛЕНИН
стр. 396
| осуществление
любой из реформ, требуемых купечеством — и свободы совести и свободы союзов
или иной свободы — означало бы крупнейшую перемену к лучшему. Всякий передовой
класс, — рабочий класс в том числе и в первую голову, — обеими руками ухватился бы за малейшую реформистскую возможность
осуществления всякой перемены к
лучшему.
Этой простой истины не могут никак понять оппортунисты, поднимающие на
щит их премудрые "частичные
требования" — хотя пример рабочих, уцепившихся очень хорошо за "частичную" (но действительную) реформу страхования, должен
бы научить всякого.
Но
в том-то и дело, что нет ничего "действительного" в реформизме либералов
относительно политических реформ. Другими словами: все прекрасно знают, и
купечество и составляющие большинство в Думе октябристы с кадетами, что ни
малейшего реформистского пути ни к единой
из требуемых Салазкиным реформ нет и быть не может. Все это знают, понимают и чувствуют.
От этого гораздо больше исторического реализма, исторической
действительности и действенности заключается в простом указании на отсутствие реформистского
пути, чем в
широковещательной, надутой, пышной болтовне о каких-угодно реформах. Кто твердо знает об отсутствии реформистского пути и
другим сообщает это знание, тот на деле в тысячу раз больше делает для
использования и страхования и любой "возможности", в целях прогресса
демократии, чем сами не верящие в свои слова говоруны о реформах.
Для современной России особенно верна
та истина, которую сотни раз подтверждала всемирная история, именно: что реформы возможны лишь как побочный
результат движения, совершенно свободного от всякой узости реформизма. От этого
так мертв либеральный реформизм. От этого
так жизненно презрение демократии и рабочего класса к реформизму.
"Северная Правда" № 21, Печатается
по тексту газеты
27 августа 1913 г. "Северная Правда", сверенному
"Наш, Путь" № 3, с
текстом газеты "Наш, Путь"
28 августа
1913 г.
Подпись:В. Ил ьин
397
РОЛЬ СОСЛОВИИ И КЛАССОВ В ОСВОБОДИТЕЛЬНОМ ДВИЖЕНИИ
В одном юридическом журнале116 были приведены
статистические данные о государственных преступлениях в России. Эти данные очень
поучительны: они дают точный
материал по вопросу о роли сословий и классов в освободительном движении в разные исторические эпохи.
К сожалению, данные неполны. Выведены лишь эпохи: 1827—1846 годы
(эпоха крепостного права); 1884—1890 годы (эпоха движения "разночинцев";
смешение буржуазно-либерального и либерально-народнического движения).
Наконец, непосредственно предреволюционная (1901—1903) и революционная (1905—
1908) эпохи, т. е. эпохи буржуазно-демократического
и пролетарского движения.
Данные
о роли сословий получаются следующие. На 100 привлеченных к обвинению за государственные преступления было:
Эпохи
|
Дворян
|
Мещан и крестьян
|
Духовенства
|
Купечества
|
1827—1846....
|
76
|
23
|
?
|
?
|
1884—1890....
|
30,6
|
46,6
|
6,4
|
12,1
|
1901—1903....
|
10,7
|
80,9
|
1,6
|
4,1
|
1905—1908....
|
9Д
|
87,7
|
?
|
7
|
Отсюда
ясно видно, как быстро демократизировалось освободительное движение в XIX веке и как резко менялся классовый состав
его. Эпоха крепостная (1827—1846 гг.) — полное преобладание дворянства.
Предыдущая страница ... 395
Следующая страница ... 398
|
|