| Нарастание на наших глазах
этого кризиса — факт и факт едва ли не бесспорный.
Казалось бы, отсюда должно быть ясно для демократов и
даже для толковых либералов,
что центр тяжести стремлений к лучшему совсем не в Думе, что Дума в этом отношении лишь неточный показатель.
Но наши либералы давно уже распустились. "И III и IV Дума — пародия на народное представительство", — писал передовик
"Речи", то именно они существуют, и hic Rhodus, hic salta" (латинское изречение, которое значит
буквально: "здесь Родос, здесь пляши", то есть здесь главное, здесь суть, здесь
доказывай, здесь борись).
Ошибаетесь, господа! Не здесь "Родос" и не здесь
будет "пляска", как не здесь началась она.
Только лакеи помещиков и денежного мешка могут принимать IV Думу за "Родос" для демократии, могут
забывать, что "существует" кроме Думы, например, рабочее движение в его
общенародном значении, как ни замалчивают это его значение либералы, как ни карнают, как ни урезывают это его
значение либеральные рабочие политики — ликвидаторы.
"Сделали ли мы
все, что в наших силах, — восклицает "Речь", — чтобы воздействовать на Думу,
чтобы заставить ее следовать и исполнять наши требования?"
Это не очень грамотно, но достаточно ясно. "Мы", это — помещики и
буржуазия. Это "общество" "Речь" видит, только это "общественное"
мнение, только оно ее интересует.
Заставить
наиболее реакционных помещиков "исполнять требования" либеральных помещиков и либеральной буржуазии, которые сами не
знают, чего им "требовать", чего им
хотеть: перемены ли к лучшему или ослабления совершающего эту перемену рабочего
движения с его общенародным размахом?
Бедненькие либералы!
"Правда" №151, 5 июля 1913 г. Печатается по тексту
газеты "Правда"
331
ПЯТЫЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ СЪЕЗД ПО БОРЬБЕ С ПРОСТИТУЦИЕЙ
В Лондоне закончился недавно "пятый международный
съезд по борьбе против торговли девушками".
Развернулись
герцогини, графини, епископы, пасторы, раввины, полицейские чиновники и всякого рода буржуазные филантропы!
Сколько было торжественных обедов и пышных официальных приемов! Сколько было
торжественных речей о вреде и гнусности
проституции!
Какие же средства борьбы требовали изящные буржуазные
делегаты съезда? Главным образом два средства: религию и полицию. Самое,
дескать, верное и надежное против проституции. Один английский делегат, как
сообщает лондонский корреспон-
тт " т^ 105
дент
леипцигскои "Народной Газеты" , хвалился тем, что он проводил в парламенте телесное наказание за сводничество. Вот он каков, современный
"цивилизованный" герой борьбы с
проституцией!
Одна дама из Канады восторгалась полицией и женским полицейским
надзором за "падшими" женщинами, а насчет повышения
заработной платы заметила, что работницы не заслужили лучшей платы.
Один
немецкий пастор громил современный материализм, который-де все более
распространяется в народе и содействует распространению свободной любви.
Когда
австрийский делегат Гертнер попробовал поднять вопрос о социальных причинах
проституции, о нужде и нищете рабочих семей, об эксплуатации
Предыдущая страница ... 328
Следующая страница ... 332
|