ПСС Ленина
Том 01
Том 02
Том 03
Том 04
Том 05
Том 06
Том 07
Том 08
Том 09
Том 10
Том 11
Том 12
Том 13
Том 14
Том 15 Том 16
Том 17
Том 18
Том 19
Том 20
Том 21
Том 22
Том 23
Том 24
Том 25
Том 26
Том 27
Том 28 Том 29 Том 30 Том 31
Том 32
Том 33
Том 34
Том 35
Том 36
Том 37
Том 38
Том 39
Том 40
Том 41
Том 42
Том 43
Том 44
Том 45 Том 46
Том 47
Том 48
Том 49
Том 50
Том 51
Том 52
Том 53
Том 54
Том 55
|
К ВОПРОСУ О ПОЛИТИКЕ МИНИСТЕРСТВА НАРОДНОГО ПРОСВЕТТЩНИЯ стр. 135
| 13 5
И, опираясь на этот факт, один из тысячи и тысяч подобных фактов
русской жизни, мы спросим русский народ и
все народы, населяющие Россию: для того ли нужно нам правительство, чтобы охранять привилегии дворян и
чтобы "загонять" народных учителей?
Не заслуживает ли это правительство того, чтобы народ его выгнал?
Да, русские народные учителя загнаны, как зайцы! Да, девяти
десятым населения России правительство заграждает путь к образованию. Да, наше
министерство народного просвещения есть
министерство полицейского сыска, глумления над молодежью, надругательства
над народным стремлением к знанию. Но русские крестьяне и особенно русские
рабочие, господа члены IV Думы, не все,
далеко не все похожи на зайцев. Рабочий
класс сумел это доказать в пятом году, и он сумеет доказать еще раз и доказать гораздо
убедительнее, гораздо внушительнее, гораздо серьезнее свою способность к революционной борьбе за настоящую свободу и за настоящее,
некассовское и недворянское, народное
просвещение!
Написано 27 апреля (10 мая) 1913 г.
Впервые напечатано в 1930 г.
во 2—3 изданиях Сочинений Печатается
по рукописи
В. И. Ленина, том XVI
136
КАПИТАЛИЗМ И ЖЕНСКИЙ ТРУД
Современное капиталистическое общество таит в
своих недрах множество таких случаев нищеты и угнетения, которые не бросаются сразу в
глаза. Раздробленные семьи мещан, ремесленников, рабочих, служащих, мелких
чиновников бедствуют невыразимо, с трудом сводя концы с концами в лучшие времена.
Миллионы и миллионы женщин в таких семьях живут (или, вернее, мучаются) жизнью
"домашних рабынь", старающихся накормить и обшить семью на гроши, ценою
каждодневных отчаянных усилий и "экономии" на всем — кроме своего труда.
Из этих женщин капитал всего охотнее берет себе работниц на дому,
готовых за чудовищно низкую плату "прирабатывать" себе и семье на кусок хлеба.
Из этих же женщин
капиталисты всех стран берут себе (подобно рабовладельцам древности и крепостным
помещикам средних веков) любое число наложниц за самую "доступную" цену. И
никакое "нравственное негодование" (в 99 случаях из ста лицемерное) по поводу
проституции не сможет ничего поделать против этой торговли женским телом: пока
существует наемное рабство, неизбежно будет существовать и проституция. Все
угнетенные и эксплуатируемые классы в
истории человеческих обществ всегда вынуждены были (в этом и состоит их
эксплуатация) отдавать угнетателям, во-первых, свой неоплаченный труд и,
во-вторых, своих женщин в наложницы "господам".
КАПИТАЛИЗМ И ЖЕНСКИЙ ТРУД
137
Рабство,
крепостничество и капитализм одинаковы в этом отношении. Изменяется только форма
эксплуатации; эксплуатация остается.
В
Париже, "столице мира", центре цивилизации, открылась в настоящее время выставка произведений "эксплуатируемых работниц на дому".
На каждом выставленном предмете мы видим билетик, показывающий,
сколько получает за его приготовление работница на дому и сколько
она может выработать при этом в день
и в час.
И
что же оказывается? Больше 1 Ц франка, т. е. 50 копеек, ни на одном товаре
работница на дому выработать не может. А
громадная масса работ доставляет заработок еще неизмеримо более низкий.
Вот, например, абажуры. Плата — 4 копейки за дюжину. Или бумажные мешки — 15
копеек за 1000, заработок — шесть копеек в час. Вот маленькие игрушки с
лентами и т. п. — 2V2 копейки за час. Вот цветочные работы — две-три
копейки за час. Вот дамское и мужское белье — от двух до шести
копеек за час. И так далее без конца.
Следовало бы и
нашим рабочим обществам и профессиональным союзам организовать подобную
"выставку". Она не даст колоссальных барышей, собираемых выставками буржуазии. Выставка пролетарской женской
нужды и нищеты даст иную пользу: она поможет наемным рабочим и рабыням понять
свое положение, оглянуться на свою "жизнь", вдуматься в условия
избавления от этого вечного гнета нужды, нищеты, проституции и всяких надругательств над неимущим.
Написано
27 апреля (10 мая) 1913 г.
Напечатано 5 мая 1913 г. в газете "Правда" №102
Печатается по тексту
газеты
138
БОРЬБА ПАРТИИ В КИТАЕ
Китайскому народу удалось свергнуть старый,
средневековый, порядок и поддерживающее его правительство. В Китае установлена республика, и первый
парламент великой азиатской страны,
которая так долго радовала сердца черносотенцев всех национальностей
своей неподвижностью и застоем, — первый китайский парламент выбран, собрался и начал уже несколько недель свои
заседания.
Из
двух палат китайского парламента в низшей имели небольшое большинство сторонники
Сунь Ят-сена, партия Го (или Куо) Мин-Тан, "националисты"; — чтобы выразить
сущность этой партии применительно к русским условиям, надо назвать ее радикально-народнической республиканской партией,
партией демократии. В верхней палате за ней более значительное
большинство.
Против
этой партии стоят более мелкие умеренные или консервативные партии со
всяческими названиями вроде "радикалов" и т. п. На деле все эти партии
суть партии реакционеров, именно: бюрократов, помещиков и реакционной
буржуазии. Все они тяготеют к китайскому
кадету Юань Ши-каю, временному президенту республики, который все более
проявляет замашки диктатора. Как и подобает кадету, вчера он был монархистом,
— сегодня, когда революционная демократия победила, он республиканец, — завтра
он собирается стать главой государства снова монархического, т. е. предать республику.
Предыдущая страница ... 134
Следующая страница ... 139
|
|