| вот когда дело дошло до ненависти вместо "любви", тут он сразу спасовал,
раскис и нюни
распустил.
Словесный, фразистый "социализм" ("народный, а не пролетарский") —
сколько угодно, это и в Европе любой мещанин из грамотных одобрит. Ну, а ежели
дошло дело до "ненависти" вместо "любви", тут финал. Социализм гуманной фразы —
мы за; революционная демократия — мы против.
То, что говорит сладенький попик на избитую
тему о "хулиганстве" в деревне, не представляет с фактической стороны ровно
ничего нового. Но из собственного его рассказа ясно видно, что "хулиганство"
есть внесенное крепостниками понятие. "Жгучие, неотомщенные обиды" — вот что констатирует
сладенький попик. А это, несомненно, нечто
весьма и весьма далекое от "хулиганства".
Марксисты издавна считали своей задачей, в борьбе с
народничеством, разрушать маниловщину,
слащавые фразы, сентиментальную надклассовую точку зрения, пошлый "народный"
социализм, достойный какого-нибудь французского, прожженного в деляческих
подходах и аферах "радикала-социалиста". Но вместе с тем марксисты издавна
считали столь же обязательной своей задачей выделять демократическое ядро
народнических взглядов. Народнический социализм — гнилая и смердящая
мертвечина. Крестьянская демократия в
России, если верно изображает ее у Крюкова сладенький попик, живая сила.
Да и не может она не быть живой силой, пока хозяйничают Пуришкевичи, пока голодают по тридцать миллионов.
"Ненависть
без разбора" говорят нам. Во-1-х, это не вся правда. "Разбора" не видят
Пуришкевичи, не видят чиновники, не видят прекраснодушные интеллигенты. Во-2-х,
ведь даже в начале рабочего движения в
России был известный элемент "ненависти без разбора", например, в форме
разрушения машин при стачках 60—80-х годов прошлого века. Это быстро отпало. Не
в этом соль. Пошлостью было бы требовать
Предыдущая страница ... 367
Следующая страница ... 369
|