ПСС Ленина
Том 01
Том 02
Том 03
Том 04
Том 05
Том 06
Том 07
Том 08
Том 09
Том 10
Том 11
Том 12
Том 13
Том 14
Том 15 Том 16
Том 17
Том 18
Том 19
Том 20
Том 21
Том 22
Том 23
Том 24
Том 25
Том 26
Том 27
Том 28 Том 29 Том 30 Том 31
Том 32
Том 33
Том 34
Том 35
Том 36
Том 37
Том 38
Том 39
Том 40
Том 41
Том 42
Том 43
Том 44
Том 45 Том 46
Том 47
Том 48
Том 49
Том 50
Том 51
Том 52
Том 53
Том 54
Том 55
|
"ПРИМИРЕНИЕ" НАЦИОНАЛИСТОВ С КАДЕТАМИ стр. 243
|
что этими словами кадеты выражали свое согласие на политику
угрозы войной, на политику милитаризма, сухопутных и морских вооружений,
угнетающих и разоряющих народные массы.
Либералы, поддерживающие милитаризм, не
страшны реакции, ибо реакционеры вполне правильно рассуждают: поддержка милитаризма, это — дело,
а либеральные восклицания — пустые слова, которых просто-таки нельзя
провести в жизнь при господстве реакции. "Дай нам миллионы на вооружения — мы
тебе дадим хлопки за либеральные фразы",
вот что говорит и должен говорить всякий умный крепостник-помещик
думским Балалайкиным
А позиция Маклакова во внутренней политике? Случайно ли, что правый
священник "доволен по горло",
по свидетельству самой "Речи", — или что "Новое Время" перепечатывает, захлебываясь, "лейтмотив" Маклакова:
"пусть не будет разделения России на два лагеря, — страна и
правительство"?
Нет, это не случайно, ибо своими воплями о желательности
"примирения" Маклаков на деле вторит Коковцову. Коковцов тоже желает
"примирения"!
Коковцов не желает изменения в соотношении общественных
сил. Маклаков не обнаружил ни тени понимания того, какое изменение
необходимо и чем оно может быть достигнуто. "Примирение" есть именно то
слово, которое заслоняет единственный серьезный вопрос об условиях и
средствах такого изменения, — заслоняет посредством гнилой фразы, ничего не говорящей, отупляющей гражданское сознание
масс, убаюкивающей их.
Презрения заслуживает то "общество", которое
способно хлопать речам Маклако-вых о "примирении".
В речи же представителя рабочих Малиновского
по поводу министерской декларации
и националисты и кадеты постарались не заметить постановки вопросов
демократией. Но Малиновский и говорил свою речь совсем, совсем не для этой
публики.
"Правда" №194, 15 декабря 1912 г. Печатается
по тексту
газеты "Правда"
244
НАЦИОНАЛ-ЛИБЕРАЛЫ
В последние годы среди русского либерализма явственно наблюдается
известное расслоение. Из общелиберального
лагеря начинает отделяться "настоящая" буржуазия. Либеральный капитал
образовывает свою особую партию, в которую должны отойти (и отходят)
многие элементы буржуазии, раньше шедшие с октябристами, и к которой, с другой стороны, идут наиболее умеренные,
крупнобуржуазные, "солидные" элементы из
кадетской партии.
Группа "прогрессистов" в III и IV Думах, а также "прогрессивная" группа в
Государственном совете очень близки к тому, чтобы стать официальным партийным
представительством этой национал-либеральной буржуазии на парламентской арене.
Недавний съезд "прогрессистов" в сущности
и наметил ту национал-либеральную программу,
которую проводит теперь "Русская Молва"123.
Чего хотят так называемые "прогрессисты"? Почему
называем мы их национал-либералами?
Они не хотят полного и безраздельного господства помещиков
и бюрократов. Они добиваются — и говорят это прямо — умеренной узкоцензовой
конституции с двухпалатной системой, с антидемократическим избирательным
правом. Они хотят "сильной власти", ведущей
"патриотическую" политику завоевания огнем и мечом новых рынков для "отечественной промышленности". Они
хотят, чтобы бюрократы с ними считались столько
НАЦИОНАЛ-ЛИБЕРАЛЫ_____________________________ 245
же, сколько с
Пуришкевичами. И тогда они готовы забыть "старые счеты" с реакционерами и работать рука об руку с ними над созданием
"великой" капиталистической России.
От
октябристской партии этих людей отделяет то, что в последней слишком силен
помещичий элемент и то, что она до бессилия покладиста. От кадетской партии их
отделяет неприязнь к демагогическим заигрываниям кадетов с демократией.
Кадетские фальшивые разговоры о всеобщем
избирательном праве, о принудительном отчуждении земли (хотя бы и с
выкупом) этим "сурьезным" конституционалистам кажутся совершенно излишними и недопустимыми.
Национал-либералы режут напрямки: не надо бояться обвинений в
"потворстве реакционным силам", надо прямо бороться против "призывов к захвату
помещичьих земель" и "разжиганья ненависти к имущим классам"; в вопросах
"военной мощи" не должно быть ни правых, ни
левых:
"Мы вернулись на родину... Русская армия это... наша армия...
Русский суд это не Шемякин суд, а наш... Русское внешнее могущество — это не тщеславная прихоть
бюрократии, это наша сила и радость". (См. программные заявления
"Русской Молвы".)
Национал-либералы
несомненно имеют известное "будущее" в России. Это будет партия "настоящей" капиталистической буржуазии,
какую мы видим и в Германии. Чисто
интеллигентские, мало-"почвенные" либеральные элементы остаются у кадетов. Национал-либералы
получают себе таких идеологов, как Струве, Маклаков, Протопопов, Ковалевский и других, давным-давно стоящих
уже одной ногой в реакционном лагере. К ним же безусловно примкнут и
умереннейшие "шиповские" земско-помещичьи элементы, тоже стоящие за
узкоцензовую конституцию, — "конституцию" для богатых. (Недаром г. Струве
недавно вспомнил с такой любовью о г. Шилове...)
Мечты "прогрессистов" о "сильной власти", ведущей
либеральную политику, на ближайшее
время, конечно, неосуществимы. Именинниками остаются Хвостовы и
Предыдущая страница ... 241
Следующая страница ... 246
|
|