| наемным трудом. К
такому же труду прибегает на известной части своих земель и для известных
сельскохозяйственных операций и помещик, нередко вчерашний барин-крепостник или его сынок.
Но
кроме этих капиталистических отношений и оттесняя их во всех коренных русских
губерниях Европейской России на задний план, существует обработка помещичьей
земли крестьянским инвентарем, т. е. отработки, продолжение вчерашней барщины,
— существует "использование" безысходной
нужды мелкого земледельца (именно как
земледельца, как мелкого хозяйчика) для "обслуживания" соседней
помещичьей "эко
номии", т. е. кабала. И ссуда денег под работу, и ссуда хлеба, и зимняя
наемка, и сдача
в аренду земли, и предоставление
пользования дорогой, водопоем, лугами, выпасом,
лесом, и ссуда инвентаря и т. д., и т. п. — составляют бесконечно
разнообразные фор
мы современной кабалы.
Доходит
дело иногда до того, что крестьянин обязуется своим навозом удобрять господские
поля, а "хозяйка" обязуется приносить яйца, — и это не в восемнадцатом, а в двадцатом столетии от рождества христова!
Достаточно поставить ясно и точно вопрос об этих
пережитках средневековья и крепостничества
в современном русском земледелии, чтобы оценить значение столыпинской
"реформы". Эта "реформа" дала, конечно, отсрочку гибнущему крепостничеству,
— точно
так же, как пресловутая, расхваленная либералами и народниками, так назы
ваемая "крестьянская" (а на деле помещичья) реформа 1861 года35
дала отсрочку бар
щине, увековечив ее под иной оболочкой вплоть до 1905 года.
"Отсрочка" старому порядку и старому
крепостническому земледелию, данная Столыпиным, состоит в том, что открыт еще один и
притом последний клапан, который можно было открыть, не экспроприируя
всего помещичьего землевладения. Открыт клапан и выпущен несколько пар — тем, что часть совершенно
обнищавших крестьян "укрепили" свои наделы
в личную собственность и продали их, превратившись из пролетариев
Предыдущая страница ... 17
Следующая страница ... 19
|