|
мости", — вы это
не у Меньшикова ли списали, г. Кондурушкин? Ведь именно на почве "теста" и "резины", именно на почве мягкого и
слезливого настроения только и возможны подобные речи о
государственности. Именно потому, что есть тестообразные люди, чувствуют себя
уверенно глашатаи "здоровой и трезвой государственности".
"Русское
общество мягко, как резина", — по-старому говорит г. Кондурушкин. Есть общество и общество. Было время, когда слово
"общество" все обнимало, все покрывало, выражало разнородные, просыпающиеся к
сознательности, элементы населения или просто так называемых "образованных"
людей.
Но
именно в этом отношении дела обстоят уже в России не по-старому. Когда можно
было говорить только об обществе, тогда лучшие люди его проповедовали суровую
борьбу, а не "здоровое и трезвое сознание государственной необходимости".
А теперь об "обществе" вообще говорить нельзя. В старой России
обнаружились различия новых сил. Старые бедствия, по-старому, в виде голода и
т. д., надвигающиеся на Россию, обостряющие старые вопросы, требуют учета
того, как обнаружили себя эти новые силы в первое десятилетие XX века.
"Общество" мягко и слезливо благодаря бессилию и нерешительности того
класса, к которому оно
тяготеет и на /ю принадлежит. Проповедь "сурового расчета, трезвого и здорового
сознания государственной необходимости" есть только оправдание господства "начальства" над этим дряблым обществом.
А
истекшее десятилетие показало элементы населения, к "обществу" не принадлежащие, мягкостью и слезливостью не
отличающиеся...
В России все "по-старому" — наверху, но есть кое-что новое —
внизу. Кому "тоска общерусского неуюта"
поможет увидать, нащупать, найти это твердое, не слезливое, не тестообразное
новое, тот сумеет найти дорогу, ведущую к избавлению от старого.
А у кого сетования на эту тоску перемешиваются с речами
о "здоровом и трезвом сознании государственной
Предыдущая страница ... 378
Следующая страница ... 380
|