|
нашего времени определяют исход борьбы за новую Россию. Вот почему в
день пятидесятилетия
19-го февраля сознательный пролетариат должен отдать себе возможно более ясный отчет в
том, какова была сущность обеих тенденций и каково их взаимоотношение.
Либералы хотели "освободить" Россию "сверху", не разрушая ни монархии
царя, ни землевладения и власти помещиков, побуждая их только к "уступкам" духу
времени. Либералы были и
остаются идеологами буржуазии, которая не может мириться с крепостничеством, но которая боится революции, боится
движения масс, способного свергнуть монархию и уничтожить власть
помещиков. Либералы ограничиваются поэтому
"борьбой за реформы", "борьбой за права", т. е. дележом власти между крепостниками
и буржуазией. Никаких иных "реформ", кроме проводимых крепостниками, никаких иных "прав", кроме ограниченных
произволом крепостников, не может получиться при таком соотношении сил.
Чернышевский был социалистом-утопистом,
который мечтал о переходе к социализму через старую, полуфеодальную,
крестьянскую общину, который не видел и не мог в 60-х годах прошлого века видеть, что
только развитие капитализма и пролетариата способно создать материальные условия и общественную силу для
осуществления социализма. Но Чернышевский был не только социалистом-утопистом.
Он был также революционным демократом, он умел влиять на все политические
события его эпохи в революционном духе, проводя — через препоны и рогатки
цензуры — идею крестьянской революции,
идею борьбы масс за свержение всех старых властей. "Крестьянскую реформу" 61-го
года, которую либералы сначала подкрашивали, а потом даже прославляли, он назвал мерзостью, ибо он ясно
видел ее крепостнический характер, ясно видел, что крестьян обдирают гг.
либеральные освободители, как липку. Либералов 60-х
о ι
годов Чернышевский
назвал "болтунами, хвастунами и дурачьем" , ибо он ясно видел их боязнь
перед революцией, их бесхарактерность и холопство перед власть имущими.
Предыдущая страница ... 174
Следующая страница ... 176
|