| в России,
— он порвал со всеми привычными взглядами этой среды и, в своих последних
произведениях, обрушился с страстной критикой на все современные государственные,
церковные, общественные, экономические порядки, основанные на порабощении масс, на нищете их, на разорении крестьян и
мелких хозяев вообще, на насилии и лицемерии, которые сверху донизу
пропитывают всю современную жизнь.
Критика Толстого не нова. Он не сказал ничего такого, что
не было бы задолго до него сказано и в европейской и в русской литературе
теми, кто стоял на стороне трудящихся. Но своеобразие критики Толстого и ее
историческое значение состоит в том, что она с такой силой, которая свойственна
только гениальным художникам, выражает ломку взглядов самых широких народных
масс в России указанного периода и именно деревенской, крестьянской России. Ибо критика современных порядков
у Толстого отличается от критики тех же порядков у представителей современного
рабочего движения именно тем, что Толстой стоит на точке зрения
патриархального, наивного крестьянина,
Толстой переносит его психологию в свою критику, в свое учение. Критика Толстого
потому отличается такой силой чувства, такой страстностью, убедительностью, свежестью, искренностью, бесстрашием в стремлении
"дойти до корня", найти настоящую
причину бедствий масс, что эта критика действительно отражает перелом во взглядах миллионов крестьян, которые только что
вышли на свободу из крепостного права и увидели, что эта свобода
означает новые ужасы разорения, голодной смерти, бездомной жизни среди городских "хитровцев" и т. д. Толстой отражает их
настроение так верно, что сам в свое учение вносит их наивность, их отчуждение
от политики, их мистицизм, желание уйти от мира, "непротивление злу",
бессильные проклятья по адресу капитализма и "власти денег". Протест миллионов
крестьян и их отчаяние — вот что слилось в
учении Толстого.
Представители
современного рабочего движения находят, что протестовать им есть против чего, но отчаи-
Предыдущая страница ... 39
Следующая страница ... 41
|