| ческую помощь всем рабочим, каких бы
взглядов они ни были, раз они пожелают переехать (или съездить) из
заграничного Царевококшайска в заграничный Петербург и познакомиться со взглядами большевизма.
Лицемерную же политику устроителей и инициаторов "первой заграничной партийной
школы" мы разоблачим перед всей партией.
К
чему все это лицемерие Максимова, — спрашивали мы и отложили ответ на этот
вопрос до окончания разговора о школе. Но, говоря строго, не вопрос "к чему?",
а вопрос "почему?" заслуживает здесь выяснения. Неверно было бы думать, что
лицемерная политика ведется всеми членами
новой фракции сознательно ради определенной цели. Нет. Дело обстоит так,
что в самом положении этой фракции, в условиях ее выступления и ее деятельности есть причины (несознаваемые многими
отзовистами и богостроителями), которые порождают лицемерную политику.
Давно уже сказано, что лицемерие есть дань,
которую порок платит добродетели. Но это изречение относится к области личной
морали. По отношению к идейно-политическим направлениям надо сказать, что лицемерие
есть то прикрытие, за которое хватаются
группы, внутренне неоднородные, составленные из разношерстных, случайно
сошедшихся элементов, чувствующих себя слабыми для открытого, прямого выступления.
Состав
новой фракции определяет то, что она схватилась за это прикрытие. Штаб фракции
божественных отзовистов составляют непризнанные философы, осмеянные богостроители, уличенные в анархистском недомыслии
и бесшабашной революционной фразе отзовисты, запутавшиеся ультиматисты,
наконец, те (немногие, к счастью, в большевистской фракции) боевики, которые
сочли ниже своего достоинства переход к невидной, скромной, лишенной внешнего
блеска и "яркости", революционной социал-демократической работе, соответствующей
условиям и задачам "межрево-
Предыдущая страница ... 95
Следующая страница ... 97
|