| элементы —
действительно инородные элементы и что от них необходимо при известных условиях ясно и открыто отмежеваться. Различие
между обеими фракциями РСДРП в этом
отношении сводится именно к тому, что меньшевики оказались в плену у
ликвидаторов (т. е. у "попутчиков") — об этом свидетельствуют из рядов самих
меньшевиков и московские их сторонники в России и Плеханов своим отделением от Потресова и от "Голоса Социал-Демократа" за
границей, а у большевиков ликвидаторские элементы отзовизма и
богостроительства оказались с самого начала в небольшом меньшинстве, оказались
с самого начала обезвреженными, а затем и отодвинутыми.
Что отзовизм есть меньшевизм наизнанку, что он неизбежно ведет тоже к
ликвидаторству, только
несколько иного вида, в этом не может быть сомнения. Речь идет, конечно, не о
лицах и не об отдельных группах, а об объективной тенденции этого направления,
раз оно перестает быть только настроением и пытается сложиться в особое направление. Большевики с полной определенностью
заявляли до революции, во-первых, что они хотят не создать особое
направление в социализме, а применить к новым условиям нашей революции
основные принципы всей международной революционной, ортодоксально-марксистской
социал-демократии; во-вторых, что они сумеют выполнить
свой долг и на самой тяжелой, медленной, серой будничной работе, если после борьбы, после исчерпания всех наличных
революционных возможностей история заставит нас тащиться путями
"самодержавной конституции". Эти заявления найдет всякий сколько-нибудь
внимательный читатель в литературе социал-демократов 1905 года. Эти заявления
имеют громадное значение, как обязательство всей фракции, как сознательный
выбор пути. Чтобы выполнить это обязательство перед пролетариатом, надо было неуклонно переваривать, воспитывать тех,
кого привлекали к социал-демократии
дни свободы (сложился даже тип "социал-демократов дней свободы"), кого увлекала,
главным образом, решительность, революционность, "яркость" лозунгов,
Предыдущая страница ... 47
Следующая страница ... 49
|