ПСС Ленина
Том 01
Том 02
Том 03
Том 04
Том 05
Том 06
Том 07
Том 08
Том 09
Том 10
Том 11
Том 12
Том 13
Том 14
Том 15 Том 16
Том 17
Том 18
Том 19
Том 20
Том 21
Том 22
Том 23
Том 24
Том 25
Том 26
Том 27
Том 28 Том 29 Том 30 Том 31
Том 32
Том 33
Том 34
Том 35
Том 36
Том 37
Том 38
Том 39
Том 40
Том 41
Том 42
Том 43
Том 44
Том 45 Том 46
Том 47
Том 48
Том 49
Том 50
Том 51
Том 52
Том 53
Том 54
Том 55
|
УКАЗАТЕЛЬ ИМЕН
стр. 468
| ("Гегель и его время"); "Die romantische Schule", 1870 ("Романтическая школа") и другие. — 81, 157.
Гайфелъдер (Heyfelder), Виктор (род. в 1871
г.). — 246.
Гартман
(Hartmann), Эдуард (1842—1906) —
немецкий реакционный философ-идеалист и мистик, последователь А. Шопенгауэра. В
основу своей философской системы положил понятие "бессознательного", рассматривая
материю и дух как низшую и высшую формы проявления единой сущности бессознательного.
Согласно Гартману, мировой процесс развивается через борьбу логического и
алогического элементов, в ходе которой
мировой разум освобождается от господства неразумной воли. Выступал против
теории научного социализма, утверждая, что идеал, к которому стремится
пролетариат, якобы недостижим.
Основные
произведения: "Philosophie des
Unbewußten", 1869 ("Философия
бессознательного"); "Zur Geschichte
und Begründung des Pessimismus", 1880 ("К
истории и обоснованию пессимизма"); "System
der Philosophie im Grundriß", 1906—1909
("Очерк системы философии") и другие. — 61, 302—304, 310, 372.
Гегель (Hegel), Георг
Вильгельм Фридрих (1770—1831) — крупнейший
немецкий философ — объективный идеалист, идеолог немецкой буржуазии. Философия
Гегеля явилась вершиной немецкого идеализма конца XVIII — начала XIX века.
Исторической заслугой Гегеля является глубокая и всесторонняя разработка
диалектики, которая послужила одним из теоретических источников диалектического
материализма. Согласно Гегелю, весь
естественный, исторический и духовный мир находится в беспрерывном
движении, изменении, преобразовании и развитии; однако объективный мир,
действительность рассматривается им как порождение "абсолютного духа",
"абсолютной идеи". В. И. Ленин назвал "абсолютную идею" теологической выдумкой
идеалиста Гегеля. Для философии Гегеля характерно глубокое противоречие между
диалектическим методом и консервативной, метафизической системой, которая по существу требовала прекращения развития. По
социально-политическим воззрениям Гегель был сторонником конституционной
монархии.
К. Маркс и Ф.
Энгельс, критически переработав идеалистическую диалектику Гегеля, создали материалистическую
диалектику, которая отражает наиболее общие законы развития объективного мира и
человеческого мышления.
Главные
произведения: "Phänomenologie des
Geistes", 1807 ("Феноменология духа"); "Wissenschaft der Logik", 1812—1816 ("Наука логики"); "Enzyklopädie der philosophischen Wissenschaften im
Grundrisse", 1817 ("Энциклопедия философских
наук") и другие. Ленинские конспекты произведений Гегеля вошли в "Философские
тетради" (см. Сочинения, 4 изд., том 38). —
Предыдущая страница ... 467
Следующая страница ... 469
|
|