| большевистских изданий, вместе с И.
И. Скворцовым-Степановым участвовал в переводе "Капитала" Маркса (тт. 1—3,
1907—1909). В период реакции отошел от большевизма, пропагандировал "богостроительство" и эмпириокритицизм, был одним из главных
представителей махистской ревизии марксизма. В. И. Ленин, разоблачивший
фальсификацию марксистской философии Базаровым, назвал его "полу-берклианцем,
полуюмистом махистской секты" (настоящий том, стр. 111). В 1917 году —
меньшевик-интернационалист, один из редакторов меньшевистской газеты "Новая
Жизнь"; выступал против Октябрьской социалистической революции. С 1921 года
работал в Госплане; в последние годы жизни занимался переводами художественной
и философской литературы.
Основные работы:
"Анархический коммунизм и марксизм" (1906), "На два фронта" (1910), "Наука и
религия" (1910) и другие. — 9—10, 13, 14, 17, 70, 79, 80—81, 82—83, 84,
97—98, 106, 107, 110—115, 116— 118, 144, 175, 192, 205—206, 221, 222, 225—226,
229, 244—245, 251, 299, 351—352, 365.
Бакс (Вах), Эрнест Белъфорт (1854—1926) — английский
социалист, историк и философ. С начала 80-х
годов принимал активное участие в деятельности различных социалистических организаций,
был делегатом международных социалистических конгрессов. Выступал как
пропагандист марксизма, отстаивал диалектический материализм и
материалистическое понимание истории; вместе с тем допускал ошибки
идеалистического характера (переоценка роли "психологического фактора" в
истории, толкование опыта в духе махизма и
другие).
После
образования в 1911 году Британской социалистической партии Бакс стал одним из
ее лидеров; во время первой мировой войны занял шовинистическую позицию и в
1916 году вместе с группой Гайндмана был исключен из партии.
Основные
работы: "The Religion of
Socialism", 1886 ("Религия социализма"); "The Problem of Reality", 1892 ("Проблема реальности"); "The Roots of Pieality", 1907
("Корни реальности") и другие. — 153.
Бауман
(Baumann), Юлиус (1837—1916) —
профессор философии Гёттингенского университета (с 1869 года); эклектик,
сочетавший в своих воззрениях субъективный идеализм с элементами материализма.
В теории познания — феноменалист, утверждал, что человек познает свои представления,
а не вещи как таковые; считал формы мышления и созерцания априорными, но вместе
с тем признавал, что им соответствует нечто в реальной действительности.
Основные
произведения: "Philosophie als
Orientierung über die Welt", 1872
("Философия как ориентирование в мире"); "Elemente der Philosophie", 1891
("Элементы философии"); "Realwissenschaftliche
Begründung der Moral, des Rechts und der Gotteslehre", 1898 ("Реально-научные основания морали, права и учения о
боге"). — 201.
Предыдущая страница ... 459
Следующая страница ... 461
|