| свое
собственное существование, мы уже впускаем в шестеро ворот наших чувств целый
ряд кажимостей. Гипотеза туманных масс, теория света как движения эфира, теория
атомов и все подобные им учения могут быть объявлены просто удобными "рабочими
гипотезами"; но следует напомнить, что, пока эти учения не опровергнуты, они стоят более или менее на той же самой основе, как
и та гипотеза, что существо, которое вы, любезнейший читатель, называете
самим собой, просматривает эти строки" (р. 31— 32).
Представьте себе горькую участь махиста, когда его излюбленные
утонченные построения, сводящие категории
естествознания к простым рабочим гипотезам, высмеиваются, как сплошной
вздор, естественниками по обе стороны океана! Удивляться ли тому, что Рудольф
Вилли в 1905 году воюет, как с живым врагом, с Демокритом, великолепно
иллюстрируя этим партийность философии и обнаруживая паки и паки свою
настоящую позицию в этой партийной борьбе? "Конечно, — пишет он, — Демокрит не
имеет понятия о том, что атомы и пустое пространство суть лишь фиктивные
понятия, оказывающие просто услуги, как пособие (blosse Handlangerdienste), принимаемые по соображениям целесообразности, пока они удобны для употребления.
Демокрит не был настолько свободен, чтобы понять это; но ведь и наши
современные естествоиспытатели, за немногими исключениями, также не свободны.
Вера старого Демокрита есть вера наших естествоиспытателей" (1. с, S. 57).
Есть от чего в отчаяние прийти! Совсем
"по-новому", "эмпириокритически" доказали, что и пространство и атомы — "рабочие гипотезы", а
естественники издеваются над этим берклианством и идут за Геккелем! Мы
вовсе не идеалисты, это клевета, мы только трудимся (вместе с идеалистами) над
опровержением гносеологической линии Демокрита, трудимся уже более 2000 лет, —
и все напрасно! Только и остается нашему вождю,
Эрнсту Маху, как посвятить свой последний труд, итоги своей жизни и своей философии,
"Познание и заблуждение", Вильгельму Шуппе, а в тексте отметить
Предыдущая страница ... 375
Следующая страница ... 377
|